RU EN TR UA

Протест народа: Зачем вышел, если не казах?

16 декабря 2012 г. • 14:52
26 лет назад, в середине декабря 1986 года казахская молодежь вышла на центральную площадь тогдашней столицы Казахстана - Алматы, чтобы выразить свой протест против бесцеремонных решений Москвы о замене национальных лидеров в руководстве республики чуждыми казахскому народу элементами.

Три дня в городе шли жестокие столкновения студентов и милиции. Казахстанское издание VOXPOPULI опубликовало истории 15 человек из числа тысяч "декабристов-желтоксановцев" - тех, кто в те дни не побоялся выйти на улицы и заявить о своем протесте. Представляем читателям историю одного из них - Абайдуллы Рузиева (48 лет)...

...Как это: "Зачем вышел, если не казах?" Да, я не казах, но я в Казахстане жил и живу. В 1986-м мы на улицу вышли всей общагой. Я тогда работал на заводе имени Кирова учеником стерженщика. У нас общежитие было многонациональное: казахи, уйгуры, азербайджанцы, турки и татары. Все организованно вышли на мирную демонстрацию.

Тогда мы не занимались политикой. Мы боролись с несправедливостью. Собрались против диктата центра, человек 500. Из этих 500 сроки получили только двое. Один из них – я. На площади на трибуну вышли люди из Дома Правительства, сказали, чтобы мы расходились, но никто не ушел. Тогда они запустили несколько человек в здание, вроде как на переговоры. Мы этих ребят больше не видели. Потом, вы знаете, стали разгонять студентов. Били нас курсанты. Я сопротивлялся. Мы тогда в ответ пожарную машину подожгли, которая нас водой в такой мороз поливала. Это мог бы быть анекдот смешной, да? Пожарная машина – сгорела…

Нас увезли в Калининский РОВД, 15 суток отсидел. Оштрафовали на 15 рублей и отпустили. Я свою вину не признал, через месяц за мной пришли в общежитие. Осудили на пять лет. До сих пор помню фамилии «пострадавших» – Бриль и Манахаев.

Сидел сначала в Гурьеве, потом отправили на Мангышлак, и затем - в Кемеровскую область на лесоповал. В общей сложности 3,5 года отсидел. Я сам из Чиликского района, Алматинской области, село Каратурык. Знаете, я так жизнь свою планировал – думал, выучусь на заводе на токаря или фрезеровщика, потом, может, в будущем квартиру от завода дадут. В городе жить буду. Не получилось.

А когда на свободу вышел, на завод не вернулся, хоть и звали. Не по-человечески это – возвращаться. Из-за меня у них тоже проблемы были.

Уехал в свое село Каратурык, работал на стройке, потом табаководом. Сейчас земледелием занимаюсь – овощи, фрукты, живем потихоньку. Ну, и детей воспитываю.

Жалеть - не жалею. Здоровье, правда, отбили, во всех смыслах. Сейчас на площадь бы вышел, наверное, только для того, чтобы какой-то статус отстоять. Для нас, желтоксановцев. А тогда – молодые были, верили в справедливость. У нас в общаге был закон такой: одного брата обидели, мы все за него заступались. Такого не было: «Буду – не буду, казах – не казах». Была, как нам казалось, несправедливость, мы все вместе с ней боролись...

Истории всех 15 желтоксановцев можно прочесть здесь.

* * *

Вся правда о декабрьских событиях 1986 года в Алма-Аты не раскрыта до сих пор