Уйгуры
13 июля 2010 г.
• 00:52
Уйгуры (самоназвание - Уйгур) народ, проживающий в основном в Китайской Народной Республике (7505 тыс. человек, Синьцзян-Уйгурский автономный район, центр – город Урумчи). Уйгуры проживают также в Казахстане (185 тыс. человек), Киргизии (3 тыс.человек), Узбекистане (36 тыс. человек), России (3 тыс. человек), Афганистане (2 тыс. человек) и др. странах. Общая численность уйгуров - 7,77 млн. человек.
Говорят уйгуры на уйгурском или, если точнее, новоуйгурском языке тюркской группы алтайской семьи языков. Из языков, распространенных среди уйгуров, можно выделить русский, казахский, узбекский, киргизский и китайский языки в зависимости от мест проживания той или иной группы уйгуров. С конца 1-го тысячелетия распространяется письменность на основе арабской графики, в пределах СНГ – на основе русской графики (кириллическая графика).
Верующие уйгуры – мусульмане-сунниты. Жившие в древности в монгольских степях кочевые племена (предки уйгуров) упоминаются в источниках со II - III века. Так, первые сведения об уйгурах дал греческий ученый Птолемей, на карте которого были показаны племена уйгуров на территории Восточного Туркестана. Но в VII веке уйгуры поселились в Северной Монголии. Первый уйгурский каганат был создан в Хангае в IV веке. Этноним уйгуры сохранился в орхонских рунических надписях VIII века. В середине VIII века уйгуры, жившие в долинах рек Селенга, Орхон и Тола, образовали государство.
Одним из могущественных ханов этого государства был Мойон Чур (в некоторых источниках - Моянчур Элетмиш). После разгрома этого государства в 840 г. уйгуры вместе с енисейскими кыргызами переселились на запад – в Восточный Туркестан и в западную часть Ганьсу, где создали независимые государства с центрами в Турфанском оазисе и в Ганьсу.
Здесь уйгуры постепенно ассимилировали местное преимущественно ираноязычное и тохароязычное население, передав ему свой язык и культуру и, в свою очередь, переняв традиции оазисного земледелия и некоторые виды ремёсел. Уйгуры с древних времен были умелыми градостроителями. Они построили в Восточном Туркестане города и поселения, такие как Гарабаласагун, Беш-Балык, Гараходжа, Гарашар, Хотан, Яркенд, Турфан, Гашгар, Агсу и др.
В этот период среди уйгуров, религией которых был шаманизм, распространились манихейство, затем буддизм и христианство. В XIV - XVII вв. среди уйгуров распространился Ислам, вытеснивший другие религии.
Именно к этому времени относится формирование современного уйгурского этноса с новоуйгурским языком. Длительное господство завоевателей, политико-административная разобщённость и ряд других причин привели к тому, что энтоним уйгуры почти перестал употребляться. Уйгуров стали называть по месту их жительства – кашгарлык (кашгарцы), хотанлык (хотанцы) и др. или по роду занятия – таранчи (земледелец). Однако уйгуры сохранили этническое самосознание и свой язык.
В XVII - XVIII вв. в Восточном Туркестане существовало государство уйгуров, которое к 1760 году было захвачено маньчжурскими правителями Китая. Несмотря на падение Цинской династии (1911 год), уйгуры так и остались в составе Китая. В 1955 г. в Китае был образован Уйгурский автономный район.
Основные занятия уйгуров – поливное пашенное земледелие, достигшее высокого уровня (зерновые, масленичные, различные технические культуры, овощи), садоводство. В некоторых районах (у лобнорцев, в горных районах Хотана и Хами) занимаются главным образом скотоводством (овцы, лошади, верблюды, коровы). Подсобные занятия уйгуров – рыболовство, охота, собирательство. Ремёсла, развитые в Уйгурстане (так мы условно называем исконные земли уйгуров) – ткачество, изготовление ковров, керамики, медной посуды и др. Часть уйгуров занята в промышленности.
Национальная одежда уйгуров естественно носит в себе элементы тюркской одежды. Мужская одежда – рубаха, штаны, халат, шапка, тюбетейка, кожанная обувь с чулками; женская – длинное платье среднеазитского типа, безрукавка. Женские серебряные украшения, особенно серьги, отличаются изяществом, тюбетейки покрываются обильной вышивкой.
Основная пища уйгуров – мучная; лапша с приправой из овощей и мяса (лагман), пирожки и пельмени с разнообразной овощной и мясной начинкой.
Из мясной пищи славится кэвап – бараний шашлык. Повсеместно распространён чай, в восточных оазисах – с молоком, маслом и солью. В рационе видное место занимают арбузы, дыни, свежие и сушенные фрукты.
Брак у уйгуров патрилокальный. Семья малая, но патронимические связи исключительно прочны. Сохранились свадебные и другие обряды. Свадьба сопровождается песнями, танцами, шутками. Проходит одновременно в двух домах, причём в дом невесты всё необходимое (от продуктов до топлива) доставляют родственники жениха. Перед входом в дом мужа молодых обводят вокруг костра. Традиционные вечера отдыха (машраб), устраиваются отдельно мужчинами и женщинами – сверстницами.
Уйгуры создали богатую и своеобразную культуру (монументальная культовая архитектура, музыкальные произведения), оказавшую влияние на культуру многих стран Востока.
Гульзара Баратова, специально для TuranToday.com
Говорят уйгуры на уйгурском или, если точнее, новоуйгурском языке тюркской группы алтайской семьи языков. Из языков, распространенных среди уйгуров, можно выделить русский, казахский, узбекский, киргизский и китайский языки в зависимости от мест проживания той или иной группы уйгуров. С конца 1-го тысячелетия распространяется письменность на основе арабской графики, в пределах СНГ – на основе русской графики (кириллическая графика).
Верующие уйгуры – мусульмане-сунниты. Жившие в древности в монгольских степях кочевые племена (предки уйгуров) упоминаются в источниках со II - III века. Так, первые сведения об уйгурах дал греческий ученый Птолемей, на карте которого были показаны племена уйгуров на территории Восточного Туркестана. Но в VII веке уйгуры поселились в Северной Монголии. Первый уйгурский каганат был создан в Хангае в IV веке. Этноним уйгуры сохранился в орхонских рунических надписях VIII века. В середине VIII века уйгуры, жившие в долинах рек Селенга, Орхон и Тола, образовали государство.
Одним из могущественных ханов этого государства был Мойон Чур (в некоторых источниках - Моянчур Элетмиш). После разгрома этого государства в 840 г. уйгуры вместе с енисейскими кыргызами переселились на запад – в Восточный Туркестан и в западную часть Ганьсу, где создали независимые государства с центрами в Турфанском оазисе и в Ганьсу.
Здесь уйгуры постепенно ассимилировали местное преимущественно ираноязычное и тохароязычное население, передав ему свой язык и культуру и, в свою очередь, переняв традиции оазисного земледелия и некоторые виды ремёсел. Уйгуры с древних времен были умелыми градостроителями. Они построили в Восточном Туркестане города и поселения, такие как Гарабаласагун, Беш-Балык, Гараходжа, Гарашар, Хотан, Яркенд, Турфан, Гашгар, Агсу и др.
В этот период среди уйгуров, религией которых был шаманизм, распространились манихейство, затем буддизм и христианство. В XIV - XVII вв. среди уйгуров распространился Ислам, вытеснивший другие религии.
Именно к этому времени относится формирование современного уйгурского этноса с новоуйгурским языком. Длительное господство завоевателей, политико-административная разобщённость и ряд других причин привели к тому, что энтоним уйгуры почти перестал употребляться. Уйгуров стали называть по месту их жительства – кашгарлык (кашгарцы), хотанлык (хотанцы) и др. или по роду занятия – таранчи (земледелец). Однако уйгуры сохранили этническое самосознание и свой язык.
В XVII - XVIII вв. в Восточном Туркестане существовало государство уйгуров, которое к 1760 году было захвачено маньчжурскими правителями Китая. Несмотря на падение Цинской династии (1911 год), уйгуры так и остались в составе Китая. В 1955 г. в Китае был образован Уйгурский автономный район.
Основные занятия уйгуров – поливное пашенное земледелие, достигшее высокого уровня (зерновые, масленичные, различные технические культуры, овощи), садоводство. В некоторых районах (у лобнорцев, в горных районах Хотана и Хами) занимаются главным образом скотоводством (овцы, лошади, верблюды, коровы). Подсобные занятия уйгуров – рыболовство, охота, собирательство. Ремёсла, развитые в Уйгурстане (так мы условно называем исконные земли уйгуров) – ткачество, изготовление ковров, керамики, медной посуды и др. Часть уйгуров занята в промышленности.
Национальная одежда уйгуров естественно носит в себе элементы тюркской одежды. Мужская одежда – рубаха, штаны, халат, шапка, тюбетейка, кожанная обувь с чулками; женская – длинное платье среднеазитского типа, безрукавка. Женские серебряные украшения, особенно серьги, отличаются изяществом, тюбетейки покрываются обильной вышивкой.
Основная пища уйгуров – мучная; лапша с приправой из овощей и мяса (лагман), пирожки и пельмени с разнообразной овощной и мясной начинкой.
Из мясной пищи славится кэвап – бараний шашлык. Повсеместно распространён чай, в восточных оазисах – с молоком, маслом и солью. В рационе видное место занимают арбузы, дыни, свежие и сушенные фрукты.
Брак у уйгуров патрилокальный. Семья малая, но патронимические связи исключительно прочны. Сохранились свадебные и другие обряды. Свадьба сопровождается песнями, танцами, шутками. Проходит одновременно в двух домах, причём в дом невесты всё необходимое (от продуктов до топлива) доставляют родственники жениха. Перед входом в дом мужа молодых обводят вокруг костра. Традиционные вечера отдыха (машраб), устраиваются отдельно мужчинами и женщинами – сверстницами.
Уйгуры создали богатую и своеобразную культуру (монументальная культовая архитектура, музыкальные произведения), оказавшую влияние на культуру многих стран Востока.
Гульзара Баратова, специально для TuranToday.com