Долганы - самый северный тюркский народ
12 марта 2011 г.
• 21:00
В Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе проживает уникальный тюркоязычный народ - долганы. Долганы являются самым северным тюркским этносом и вместе с тем одним из наиболее малочисленных. Численность таймырских тюрок-долган не превышает 7000 человек, но вместе с тем это придаёт им особую уникальность во всём тюркском мире.
Долганы населяют преимущественно Хатангский район и некоторые соседние селения на территории Таймыра и имеют родственные связи с другими тюркским народом Крайнего Севера - саха (якутами). До присоединения Восточной Сибири к России, долганы считались частью тюрок-саха, но при дальнейшем их изучении этнографами были выделены в отдельный этнос. Также зародилось мнение о тунгусском происхождении долган. Сами долганы идентифицировали себя по-разному: представители рода Долган всегда именовали себя долганами, а не саха или тунгусами, но возводили своё происхождение к последним, несмотря на тюркоязычность и схожесть с соседними тюрками-саха.
Помимо этого, род Долган связывал себя и с другими долганскими родами: Донгот, Эдян и Каранто. В доказательство этого представители долганского народа приводят одно древнее сказание, согласно которому все четыре долганских (таймырско-тюркских) рода образовывали единую группу, связанную родственными узами. Далее в сказании говорится о некой трапезе, на которой был съеден человек. Потомки съевшего уши образовали род Долган, нос - Донгот, ноги - Эдян, руки - Каранто. С помощью этой легенды долганские роды пытались подтвердить свои общие корни.
Основная часть долган именует себя и соседних эвенков «тыа» или «тыа-кихи», то есть «лесные люди» или, возможно, «кочевые люди». Этногенез долган проходил под воздействием соседних народов. Главную роль в этом процессе сыграли тюрки-саха, что служит подтверждением тюркских корней долганской народности. Также свой отпечаток на формирование долган наложили эвенки (тунгусы) и русские. Долганы многое позаимствовали у этих народов.
Основным занятием долган являются оленеводство, рыболовство, охотничий промысел и прочее. По всем параметрам в качестве зоны проживания долганам приходился Таймыр. Здесь имеется весьма удачное сочетание промысловых ресурсов для существования людей на той ступени развития, которую занимали долганы. Таймырский полуостров богат дикими оленями, которые обеспечивали долган мясом и шкурами. На долганских землях было расположено значительное количество озёр и рек, богатых различными породами рыб. Благодаря этим факторам была возможной массовая промысловая охота на оленей и рыболовство.
Занимались долганы также и оленеводством, которое имеет у них явно скрещенный характер. Так, летняя вьючно-верховая езда на оленях - тунгусского типа, зимняя езда (с использованием санок)- самодийская. Доят оленей долганы как и тунгусы, но не имеют пастушьих собак, как самодийцы. А низкие нарты - турку, схожи с русскими нартами для езды на собаках.
Основа долганской пищи - рыба, в основном вяленая, варёная или даже сырая. Также в пищу употребляются оленина, мясо птицы.
Большим разнообразием отличаются жилища долган, среди которых часто можно отыскать традиционные русские избы, якутский балаган, тунгусский чум («ураха-де»). Также у долган распространён нартяный чум, известный как «сыарга-де» ("санное жилище"). Он возник из небольших крытых повозок, которые назывались балками. В них ездили в тундру русские купцы и чиновники. В дальнейшем этот тип жилища стали использовать и другие народы Таймыра.
Одежда долган, как и других северных народов, хорошо приспособлена к суровым климатическим условиям Крайнего Севера и промысловой деятельности. Выделка шкур, а также шитьё одежды считалось обязанностью женщин. Национальную одежду долган характеризует удлинённый задний подол, что объясняется долганами так: когда они садятся на холодную землю, этот подол заменяет им подстилку. Одежду и обувь долганы часто шили жильными нитками. Одежда украшалась вышивкой различных орнаментов, которые представляют собой красивый рисунок из сочетаний разнообразных узоров, что таит в себе определённую информацию, которую хотела заложить мастерица. Часто вышивка являлась рассказом о жизни племени, сказкой или просто песнью. Наиболее простой вид геометрического орнамента долган - это полосовой орнамент, получивший у них широкое распространение. Он исполняется различными способами - жгутиками по краям узора, зашиванием цветной ткани на кожу. Количество полос различно - от одного-двух до нескольких десятков. У долган широко распространена резьба по оленей кости: украшение пластин оленьей упряжки, рукояток ножей и пр.
Официальной религией долган долгое время считалось православие. Многие долганы были крещены, но всё же не спешили отказываться от традиционных верований. Это был комплекс разнообразных анимистических и магических представлений, суеверий и запретов. Бытовали отрывочные долганские мифы и легенды о происхождении человека, животных и растений, во многом совпадавшие с якутскими, которые старшее поколение считало когда-то имевшими место действиями. Все рассказчики едины в своём мнении: в прошлом на земле царил хаос, небо и вода были едины, но гагара нырнула в воду и вытащила несколько песчинок, которые составили землю.
В одном из рассказов о сотворении земли главными персонажами являются дух Айын-Тойон, Аллараа-Огоньор и даже… Иисус Христос. В основном в легендах описывается спор между Айын-Тойоном и Аллараа-Огоньором насчёт того, кто будет создавать землю. Айын-Тойону приписывается создание растительного и животного мира, а Аллараа-Огоньору - ядовитых растений и различных насекомых.
По бытовым представлениям долган, Вселенная состояла из трёх миров: верхнего-небесного, среднего-земного и нижнего-подводного. Чёткого представления о них долганы не имели - в их легендах говорится в основном о различных божествах и духах (айыы). Особым почитанием у долган пользовался огонь. Его всячески оберегали от осквернения. Если случался пожар, то это рассматривалось, как гнев огня. Также считалось, что огонь может наслать болезнь или неудачу на охоте, что вынуждало долган обращаться с просьбами и заклинаниями к духам огня, чем занимался в основном шаман.
Шаманизм является наиболее яркой формой традиционных верований долган и других северных народов. Считалось, что шаман борется со злыми духами и оберегает людей то их козней. Шаманом мог стать человек, имевший шаманов в роду, либо избранный для этого духами. По верованиям долган, шаманы обладали особенными способностями, что придавало последним авторитет во всё роду. Для посвящения в шаманы нужно было пройти особый обряд в тундре. Будущему шаману отсекали части его же тела и давали есть. Если обряд был пройден, то это означало появление нового шамана. Подчинялись шаманы шаманскому духу, который считался их главным наставником. Путём проведения камлания - способа общения с духами путём доведения себя до экстаза, шаманы предсказывали будущее и волю духов.
С появлением в Восточной Сибири русских началась массовая христианизация долганского населения, но это не привело к ассимиляции малочисленного тюркского народа. Долганы сохранили свои традиции, обычаи, быт и сохранились как один из уникальнейших народов не только евразийского тюркского пространства, но и всего мира.
Николай Гусейнов, специально для TuranToday.com
Долганы населяют преимущественно Хатангский район и некоторые соседние селения на территории Таймыра и имеют родственные связи с другими тюркским народом Крайнего Севера - саха (якутами). До присоединения Восточной Сибири к России, долганы считались частью тюрок-саха, но при дальнейшем их изучении этнографами были выделены в отдельный этнос. Также зародилось мнение о тунгусском происхождении долган. Сами долганы идентифицировали себя по-разному: представители рода Долган всегда именовали себя долганами, а не саха или тунгусами, но возводили своё происхождение к последним, несмотря на тюркоязычность и схожесть с соседними тюрками-саха.
Помимо этого, род Долган связывал себя и с другими долганскими родами: Донгот, Эдян и Каранто. В доказательство этого представители долганского народа приводят одно древнее сказание, согласно которому все четыре долганских (таймырско-тюркских) рода образовывали единую группу, связанную родственными узами. Далее в сказании говорится о некой трапезе, на которой был съеден человек. Потомки съевшего уши образовали род Долган, нос - Донгот, ноги - Эдян, руки - Каранто. С помощью этой легенды долганские роды пытались подтвердить свои общие корни.
Основная часть долган именует себя и соседних эвенков «тыа» или «тыа-кихи», то есть «лесные люди» или, возможно, «кочевые люди». Этногенез долган проходил под воздействием соседних народов. Главную роль в этом процессе сыграли тюрки-саха, что служит подтверждением тюркских корней долганской народности. Также свой отпечаток на формирование долган наложили эвенки (тунгусы) и русские. Долганы многое позаимствовали у этих народов.
Основным занятием долган являются оленеводство, рыболовство, охотничий промысел и прочее. По всем параметрам в качестве зоны проживания долганам приходился Таймыр. Здесь имеется весьма удачное сочетание промысловых ресурсов для существования людей на той ступени развития, которую занимали долганы. Таймырский полуостров богат дикими оленями, которые обеспечивали долган мясом и шкурами. На долганских землях было расположено значительное количество озёр и рек, богатых различными породами рыб. Благодаря этим факторам была возможной массовая промысловая охота на оленей и рыболовство.
Занимались долганы также и оленеводством, которое имеет у них явно скрещенный характер. Так, летняя вьючно-верховая езда на оленях - тунгусского типа, зимняя езда (с использованием санок)- самодийская. Доят оленей долганы как и тунгусы, но не имеют пастушьих собак, как самодийцы. А низкие нарты - турку, схожи с русскими нартами для езды на собаках.
Основа долганской пищи - рыба, в основном вяленая, варёная или даже сырая. Также в пищу употребляются оленина, мясо птицы.
Большим разнообразием отличаются жилища долган, среди которых часто можно отыскать традиционные русские избы, якутский балаган, тунгусский чум («ураха-де»). Также у долган распространён нартяный чум, известный как «сыарга-де» ("санное жилище"). Он возник из небольших крытых повозок, которые назывались балками. В них ездили в тундру русские купцы и чиновники. В дальнейшем этот тип жилища стали использовать и другие народы Таймыра.
Одежда долган, как и других северных народов, хорошо приспособлена к суровым климатическим условиям Крайнего Севера и промысловой деятельности. Выделка шкур, а также шитьё одежды считалось обязанностью женщин. Национальную одежду долган характеризует удлинённый задний подол, что объясняется долганами так: когда они садятся на холодную землю, этот подол заменяет им подстилку. Одежду и обувь долганы часто шили жильными нитками. Одежда украшалась вышивкой различных орнаментов, которые представляют собой красивый рисунок из сочетаний разнообразных узоров, что таит в себе определённую информацию, которую хотела заложить мастерица. Часто вышивка являлась рассказом о жизни племени, сказкой или просто песнью. Наиболее простой вид геометрического орнамента долган - это полосовой орнамент, получивший у них широкое распространение. Он исполняется различными способами - жгутиками по краям узора, зашиванием цветной ткани на кожу. Количество полос различно - от одного-двух до нескольких десятков. У долган широко распространена резьба по оленей кости: украшение пластин оленьей упряжки, рукояток ножей и пр.
Официальной религией долган долгое время считалось православие. Многие долганы были крещены, но всё же не спешили отказываться от традиционных верований. Это был комплекс разнообразных анимистических и магических представлений, суеверий и запретов. Бытовали отрывочные долганские мифы и легенды о происхождении человека, животных и растений, во многом совпадавшие с якутскими, которые старшее поколение считало когда-то имевшими место действиями. Все рассказчики едины в своём мнении: в прошлом на земле царил хаос, небо и вода были едины, но гагара нырнула в воду и вытащила несколько песчинок, которые составили землю.
В одном из рассказов о сотворении земли главными персонажами являются дух Айын-Тойон, Аллараа-Огоньор и даже… Иисус Христос. В основном в легендах описывается спор между Айын-Тойоном и Аллараа-Огоньором насчёт того, кто будет создавать землю. Айын-Тойону приписывается создание растительного и животного мира, а Аллараа-Огоньору - ядовитых растений и различных насекомых.
По бытовым представлениям долган, Вселенная состояла из трёх миров: верхнего-небесного, среднего-земного и нижнего-подводного. Чёткого представления о них долганы не имели - в их легендах говорится в основном о различных божествах и духах (айыы). Особым почитанием у долган пользовался огонь. Его всячески оберегали от осквернения. Если случался пожар, то это рассматривалось, как гнев огня. Также считалось, что огонь может наслать болезнь или неудачу на охоте, что вынуждало долган обращаться с просьбами и заклинаниями к духам огня, чем занимался в основном шаман.
Шаманизм является наиболее яркой формой традиционных верований долган и других северных народов. Считалось, что шаман борется со злыми духами и оберегает людей то их козней. Шаманом мог стать человек, имевший шаманов в роду, либо избранный для этого духами. По верованиям долган, шаманы обладали особенными способностями, что придавало последним авторитет во всё роду. Для посвящения в шаманы нужно было пройти особый обряд в тундре. Будущему шаману отсекали части его же тела и давали есть. Если обряд был пройден, то это означало появление нового шамана. Подчинялись шаманы шаманскому духу, который считался их главным наставником. Путём проведения камлания - способа общения с духами путём доведения себя до экстаза, шаманы предсказывали будущее и волю духов.
С появлением в Восточной Сибири русских началась массовая христианизация долганского населения, но это не привело к ассимиляции малочисленного тюркского народа. Долганы сохранили свои традиции, обычаи, быт и сохранились как один из уникальнейших народов не только евразийского тюркского пространства, но и всего мира.
Николай Гусейнов, специально для TuranToday.com