Шорский род издревле управлялся на демократических началах - исследователь
Предки шорцев жили родами, а отцовский род управлялся на демократических началах. Во главе родовой общины стоял человек, который выбирался на общем собрании, считает исследователь Игорь Ивановский.
По его словам, вплоть до принятия христианства общее собрание считалось высшим органом рода и решало все важнейшие общие дела. Здесь же происходили и судебные разбирательства, например, судили воров. Во время суда народ выбирал шестерых человек, чаще умных стариков, которые и выносили вердикт. О своем решении старейшины спрашивали народ. Если большинство выражало согласие, то процесс заканчивался, если нет – дело разбиралось вновь. Решение, которое принималось на собрании, подлежало обязательному выполнению.
"До XIX века одним из основных занятий шорцев были выплавка и ковка железа, особенно развитая на севере. Они платили дань железными изделиями тюркским правителям, обменивали их у кочевников на скот, войлок, с XVIII века сбывали железные изделия русским купцам. Русские называли их «кузнецкими людьми», а их землю — «Кузнецкая земля». Из других занятий наибольшее распространение получила охота. Она имела ведущее значение в их хозяйстве вплоть до 1917 года, а в горно-таежных местах сохранилось и до наших дней. Промысловые угодья Кузнецкой тайги были поделены между отдельными родами, а внутри рода – между большими семьями", - пишет исследователь на сайте Rosculture.ru.
По словам Ивановского, шорцы брали с собой в тайгу сказителя, который днем готовил пищу и запасал дрова, а вечером у костра «пел» сказки, но не только для развлечения, а чтобы умилостивить духов-покровителей охоты.
"Фольклор же у шорцев был развит: сказки, охотничьи рассказы и легенды, предания, песни, поговорки, пословицы, загадки. Шорские героические поэмы и песни исполнялись под аккомпанемент щипкового двухструнного инструмента комус, который делался из ствола ивы или кедра. Жанры шорского фольклора по содержанию и идеям отражали, в основном, охотничий образ жизни", - пишет Ивановский.
По его мнению, религиозное наполнение охоты было настолько обильным, что и сам промысел представлялся чем-то священным. В каждой семье имелись изображения духов предков, являющихся покровителями домашнего очага. Жизнь любого человека, по воззрениям шорцев, полностью зависела от окружающих духов и божеств, общение с которыми чаще всего происходило через посредника – шамана, особого избранника среди живущих на земле людей.
"К услугам шамана прибегали очень часто: при болезнях, во время похорон и поминок, перед охотой, при родах, перед сбором урожая... Шаманы были неодинаковы по силе и возможностям. Сильный всегда имел бубен с изображенными на нем духами-помощниками и колотушку. Слабый шаман камлал веником, рукавицей палкой или маленьким охотничьим луком и мог только лечить больных", - пишет автор.
По его словам, одним из праздников, которые шорцы отмечали с размахом, был Новый год. "Гуляния шли всю неделю. Из села в село приезжали гости. Молодежь собиралась с плясками, танцами и песнями отдельно от взрослых. В гости ходили из одного дома в другой, долго не сидели. Вечером собирались в большой дом, где могли веселиться даже до утра. Таким образом, празднование Нового года было одним из вариантов встреч и знакомств для молодых людей", - отмечает Ивановский.
По его словам, старшие тоже ходили в гости, причем каждая хозяйка старалась накрыть стол не хуже, чем соседка, – вкусно и красиво.
"Интересна и такая форма новогодних празднований, как «качаган». Она связана с древними представлениями – олицетворением рода с предком животных. Кто-нибудь наряжался, например, в шкуру медведя и ходил по домам, изображая «хозяина тайги» со всеми медвежьими ухватками", - пишет автор.
Ивановский также упоминает о весеннем Новом годе у шорцев.
"Шорцы жили по лунному календарю, и с этим был связан еще один праздник – весенний. По сути, он также представлял собой встречу Нового года: весной шорцы встречали восход солнца. В тот день они вставали задолго до восхода, шли на высокую гору, там ждали солнца и наблюдали его. Встрече солнца шорцы придавали большое значение, и это было закономерно: если солнце повернуло на лето, значит, оживет жизнь в тайге, будут и зверь, и рыба, и шишки, и ягоды, и урожай посевов", - отмечает автор.
В свою очередь, напомним, шорцы - это тюркоязычный народ, живущий в юго-восточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области, а также в некоторых смежных районах Хакасии и Республики Алтай. Напомним. что общая численность шорцев сегодня составляет около 14 тысяч человек. На современном этапе этот тюркский народ находится под угрозой полного исчезновения из-за обрусения.
По его словам, вплоть до принятия христианства общее собрание считалось высшим органом рода и решало все важнейшие общие дела. Здесь же происходили и судебные разбирательства, например, судили воров. Во время суда народ выбирал шестерых человек, чаще умных стариков, которые и выносили вердикт. О своем решении старейшины спрашивали народ. Если большинство выражало согласие, то процесс заканчивался, если нет – дело разбиралось вновь. Решение, которое принималось на собрании, подлежало обязательному выполнению.
"До XIX века одним из основных занятий шорцев были выплавка и ковка железа, особенно развитая на севере. Они платили дань железными изделиями тюркским правителям, обменивали их у кочевников на скот, войлок, с XVIII века сбывали железные изделия русским купцам. Русские называли их «кузнецкими людьми», а их землю — «Кузнецкая земля». Из других занятий наибольшее распространение получила охота. Она имела ведущее значение в их хозяйстве вплоть до 1917 года, а в горно-таежных местах сохранилось и до наших дней. Промысловые угодья Кузнецкой тайги были поделены между отдельными родами, а внутри рода – между большими семьями", - пишет исследователь на сайте Rosculture.ru.
По словам Ивановского, шорцы брали с собой в тайгу сказителя, который днем готовил пищу и запасал дрова, а вечером у костра «пел» сказки, но не только для развлечения, а чтобы умилостивить духов-покровителей охоты.
"Фольклор же у шорцев был развит: сказки, охотничьи рассказы и легенды, предания, песни, поговорки, пословицы, загадки. Шорские героические поэмы и песни исполнялись под аккомпанемент щипкового двухструнного инструмента комус, который делался из ствола ивы или кедра. Жанры шорского фольклора по содержанию и идеям отражали, в основном, охотничий образ жизни", - пишет Ивановский.
По его мнению, религиозное наполнение охоты было настолько обильным, что и сам промысел представлялся чем-то священным. В каждой семье имелись изображения духов предков, являющихся покровителями домашнего очага. Жизнь любого человека, по воззрениям шорцев, полностью зависела от окружающих духов и божеств, общение с которыми чаще всего происходило через посредника – шамана, особого избранника среди живущих на земле людей.
"К услугам шамана прибегали очень часто: при болезнях, во время похорон и поминок, перед охотой, при родах, перед сбором урожая... Шаманы были неодинаковы по силе и возможностям. Сильный всегда имел бубен с изображенными на нем духами-помощниками и колотушку. Слабый шаман камлал веником, рукавицей палкой или маленьким охотничьим луком и мог только лечить больных", - пишет автор.
По его словам, одним из праздников, которые шорцы отмечали с размахом, был Новый год. "Гуляния шли всю неделю. Из села в село приезжали гости. Молодежь собиралась с плясками, танцами и песнями отдельно от взрослых. В гости ходили из одного дома в другой, долго не сидели. Вечером собирались в большой дом, где могли веселиться даже до утра. Таким образом, празднование Нового года было одним из вариантов встреч и знакомств для молодых людей", - отмечает Ивановский.
По его словам, старшие тоже ходили в гости, причем каждая хозяйка старалась накрыть стол не хуже, чем соседка, – вкусно и красиво.
"Интересна и такая форма новогодних празднований, как «качаган». Она связана с древними представлениями – олицетворением рода с предком животных. Кто-нибудь наряжался, например, в шкуру медведя и ходил по домам, изображая «хозяина тайги» со всеми медвежьими ухватками", - пишет автор.
Ивановский также упоминает о весеннем Новом годе у шорцев.
"Шорцы жили по лунному календарю, и с этим был связан еще один праздник – весенний. По сути, он также представлял собой встречу Нового года: весной шорцы встречали восход солнца. В тот день они вставали задолго до восхода, шли на высокую гору, там ждали солнца и наблюдали его. Встрече солнца шорцы придавали большое значение, и это было закономерно: если солнце повернуло на лето, значит, оживет жизнь в тайге, будут и зверь, и рыба, и шишки, и ягоды, и урожай посевов", - отмечает автор.
В свою очередь, напомним, шорцы - это тюркоязычный народ, живущий в юго-восточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области, а также в некоторых смежных районах Хакасии и Республики Алтай. Напомним. что общая численность шорцев сегодня составляет около 14 тысяч человек. На современном этапе этот тюркский народ находится под угрозой полного исчезновения из-за обрусения.