Газете, которая отстояла этническое название казахов, исполняется 100 лет
12 июня 2012 г.
• 14:09
Автор: Султан-Хан Аккулы, "Азаттык"
Сто лет назад основатели газеты «Қазақ» преследовали цель сохранить за казахами их этническое название, создать современную казахскую культуру и на ее основе построить новое государство казахов европейского типа. В итоге в феврале 1913 года появилась первая общенациональная газета «Қазақ».
Первой по хронологии казахской газетой, бесспорно, была газета «Түркістан уалаятының газеті», издававшаяся в 1870–1882 годах в Ташкенте в виде приложения к официальному печатному органу Туркестанского генерал-губернаторства — «Туркестанским ведомостям». Она выходила четыре раза в месяц, поочередно на казахском и узбекском языках.
Спустя шесть лет после ее закрытия, в 1888 году, появилось другое издание, под названием «Дала уалаятының газеті». Эта газета издавалась при канцелярии Степного генерал-губернаторства в Омске как «Особое прибавление к «Акмолинским областным ведомостям» до 1894 года, до 1900 года — как приложение к «Акмолинским, Семипалатинским и Семиречинским областным ведомостям» под названием «Киргизская степная газета» и вплоть до закрытия в 1902 году — как приложение к «Акмолинским областным ведомостям».
По официальной версии, эти два издания являются прародителями казахской периодической печати.
Позже появляются другие издания. Особенно в период Первой русской революции 1905–1907 годов. Например, газеты «Серке» («Лидер») и «Қазақ газеті», которые, не сыграв сколько-нибудь заметной роли в общественно-политической жизни Казахстана в колониальный период, исчезли.
В 1911 году выходят два более заметных издания: газета «Қазақстан», которую основал Шангерей Бокейулы (Шахингирей Букеев), выпускник кадетского корпуса, поэт и просветитель, и журнал «Айқап», за которым стоял общественный деятель Жиханша Сердалин.
В отличие от газеты «Қазақстан», которая после выхода в свет 15-го номера была закрыта властями, журнал «Айқап», выходивший тиражом 500 экземпляров, имел круг постоянных читателей из числа степной аристократии — родовых вождей и чингизидов.
Отличием журнала «Айқап» от всех ранних изданий, особенно газет «Түркістан уалаятының газеті» и «Дала уалаятының газеті», которые к тому же являлись печатными органами колониальной администрации Российской империи, было в том, что в нем нашли отражение культурное (литературное) движение и развитие общественной мысли казахского народа начала 20-го века.
Журнал «Айқап»
По мнению ученых из Сорбоннского университета, «Айқап» «издавался на 20 страницах, с прекрасным оформлением, благодаря великолепному коллективу сотрудников: историков, педагогов, лингвистов и поэтов» и «внес значительный вклад в развитие литературы и формирование казахского литературного языка; придавая особое значение национальной культуре, журнал [«Айқап»] посвящал большое число исследований народному творчеству и этнографии казахов».
Первые свои научные работы по казахскому языкознанию Ахмет Байтурсынулы (Байтурсынов) опубликовал именно в журнале «Айқап».
Но после выхода 83-го номера в 1915 году первый казахский культурно-просветительский журнал «Айқап», по одной версии, был закрыт колониальными властями, а согласно другой версии — из-за финансовых затруднений.
Казахская степь нуждалась в совершенно иной прессе, которая бы не только защищала интересы степной аристократии или зарождающейся национальной буржуазии, но и прежде всего выражала интересы всего общества и вела казахский народ к просвещению, культуре и свободе.
Лидеры казахской интеллигенции Алихан Букейхан, Ахмет Байтурсынулы, Раимжан Марсеков и другие предпринимали попытки издать общенародную газету весь 1905 год.
Алихан Букейхан
Сразу после выхода «Указа 18 февраля» они составили и отправили в адрес русского царя свои политические требования, известные как «Каркаралинская петиция», в третьем пункте которой пишется: «Для выясненія текущихъ нуждъ казахскаго народа необходимо изданіе газетъ на казахскомъ языке, для чего потребуется установленіе явочнаго порядка на изданіе газетъ безъ предварительной цензуры и на открытіе типографій».
В начале декабря того же 1905 года семипалатинская газета «Семипалатинскій листокъ» со ссылкой на санкт-петербургскую «Новую жизнь» сообщала, что «въ періодъ 17 октября и после А.Букейхановъ собирался издавать газету на казахскомъ языке и уехалъ в степь».
В ноябре 1905 года Алихан Букейхан выступает на съезде «земских и городских деятелей» России в Москве с этим же требованием: «Ближайшей нуждой казаховъ является свобода въ употребленіи родного языка, особенно необходимая въ виду предстоящей выборной агитаціи».
Общенародная газета появилась семь с лишним лет спустя, хотя, как свидетельствуют архивные источники, разрешение на издание казахской газеты под названием «Қазақ» было выдано Ахмету Байтурсынулы еще 9 декабря 1905 года.
Газета «Қазақ»
Первый номер еженедельной газеты «Қазақ» появился 2 февраля 1913 года в Оренбурге. С 1915 года она стала уже выходить два раза в неделю. И сразу же завоевала широкое признание. Ее выписывали во всех уголках Казахстана, тогда еще Степного и Туркестанского краев, или девяти областях и одной губернии (Астраханская), как об этом писал в № 8 газеты «Қыр баласы» («Сын степей» — псевдоним Алихана Букейхана) в статье, посвященной численности казахов на тот момент.
Газету «Қазақ» выписывали и студенты-казахи, обучавшиеся в вузах России — от Киева до Казани, от Санкт-Петербурга до Томска, о чем свидетельствуют их многочисленные письма, опубликованные на ее страницах. Она стала общенациональным изданием почти пятимиллионного народа и способствовала национальной консолидации казахов.
Газета «Қазақ» издавалась более пяти лет. Ни одно из предшествовавших изданий не могло сравниться с новой газетой ни по качеству, ни по разнообразию тематики и тем более по тиражу. Если в первый год газета «Қазақ» издавалась тиражом три тысячи экземпляров, то, по сведениям исследователей из Оксфордского университета, позже ее тираж превышал восемь тысяч экземпляров, что больше всех предыдущих изданий вместе взятых.
Если издание газет «Серке» и «Қазақ газеті» или журнала «Айқап» в основном результат стихийной и частной инициативы одного патриота или группы патриотов из числа образованных и состоятельных казахов, то газету «Қазақ» отличал надежный источник финансирования, чему предшествовала основательная подготовка и организационная работа ее основателей.
Газеты «Қазақ газеті», «Қазақстан» и журнал «Айқап» закрывались в основном из-за нехватки средств. О финансовой состоятельности газеты «Қазақ» свидетельствует хотя бы тот факт, что за период существования с февраля 1913 года по март 1918 года ее главный редактор Ахмет Байтурсынулы не раз подвергался различным наказаниям в виде денежных штрафов или ареста, из-под которого освобождался лишь под денежный залог в несколько тысяч царских рублей, на них в тот период можно было основать и издавать еще несколько подобных газет.
Как в своем историческом очерке «Казахи» (в оригинале «Киргизы») отмечал Алихан Букейхан, одно из двух политических движений, формировавшихся в казахской среде до Февральской революции 1917 года, «может быть названо национально-религиозным».
Другое политическое движение Алихан Букейхан называл «западническим», оно, по его словам, «видит будущее казахской степи в сознательном претворении западной культуры — в самом широком смысле этого слова».
Если за предыдущими изданиями стояли представители национально-религиозного движения, то газету «Қазақ» основали и издавали как раз «западники», во главе которых были Алихан Букейхан и его соратники по движению «Алаш» Ахмет Байтурсынулы и Миржакып Дулатулы (Дулатов).
Газеты издаваемые А.Букейханом
По мнению общества исследования Средней Азии Оксфордского университета, «все ведущие казахские лидеры присутствовали среди ее сотрудников, включая М.Жумабайулы, М.Дулатулы, Х.Досмухамедулы, Е.Омарулы, А.-Х.Жундыбайулы, М.Тынышбайулы, и многие другие».
Именно здесь Ахмет Байтурсынулы и другие издавали свои исследовательские работы по истории казахской литературы, фольклору и лингвистике. В целом газета «Қазақ» достигла очень высокого научного уровня, считают ученые Оксфордского университета.
Издавая газету «Қазақ», ее основатели ставили перед собой цели и задачи не только научные, но и политические, которые были перечислены еще в «Каркаралинской петиции» 1905 года.
Одна из важных целей газеты, которая отсутствовала в петиции, — отстоять этническое имя народа. Эта цель была заложена в названии газеты «Қазақ».
Алихан Букейхан в своей серийной статье «Қазақ тарихы» («История казахов»), под псевдонимом «Түрік баласы» (буквально — «Потомок тюрков»), обозначил цель: «Мы должны стремиться к свету, просвещению и сохранить нашу самобытную национальную традицию; мы обязаны на основе прошлой традиции создать [современную] «казакскую культуру» и «казакскую» литературу». И тогда мы сможем сохранить свое настоящее имя, имя «қазақ».
В среднесрочные и долгосрочные задачи газеты и ее основателей входили:
- восстановление отнятых законом от 3 июня 1907 года избирательных прав казахов;
- противостояние переселенческой колонизации и возвращение казахам их исконных земель с дальнейшей передачей их в собственность;
- противодействие скрытой и явной обрусительной политике путем «допушенія въ аульныхъ школахъ преподаванія казахской грамоты, преподаваніе въ этихъ школахъ на языке детей» и «введенія делопроизводства въ волостныхъ канцеляріяхъ и въ народныхъ судахъ на казахскомъ языке»;
- законодательное внедрение и развитие земства (местного самоуправления) в Степном крае, что послужило бы началом строительства основ современного казахского государства; внедрение для казахов воинской повинности, что открывало казахам путь к современной военной науке и вооружению.
Конечной стратегической целью газеты «Қазақ» и ее основателей было восстановление казахской национальной государственности, при которой на основе самобытной национальной традиции должна была быть «претворена западная культура», о чем пишет в своем очерке «Казахи» Алихан Букейхан.
Представители казахской интеллигенции, в центре: Миржакып Дулатулы
Ставя перед собой все эти цели и задачи, основатели газеты «Қазақ» были прагматичны и дальновидны и пытались осуществить их в рамках существующего строя путем ненасильственного сопротивления и борьбы.
Однако сумевшая выжить при колониальном имперском режиме, газета была уничтожена при первых же попытках советской власти удержаться в Казахстане — в марте 1918 года. Вскоре за ней были уничтожены и все ее основатели и авторы — передовая казахская интеллигенция.
Ее идея национального возрождения сохранилась, а основная стратегическая цель достигнута — Казахстан сегодня независимое государство...
Сто лет назад основатели газеты «Қазақ» преследовали цель сохранить за казахами их этническое название, создать современную казахскую культуру и на ее основе построить новое государство казахов европейского типа. В итоге в феврале 1913 года появилась первая общенациональная газета «Қазақ».
Первой по хронологии казахской газетой, бесспорно, была газета «Түркістан уалаятының газеті», издававшаяся в 1870–1882 годах в Ташкенте в виде приложения к официальному печатному органу Туркестанского генерал-губернаторства — «Туркестанским ведомостям». Она выходила четыре раза в месяц, поочередно на казахском и узбекском языках.
Спустя шесть лет после ее закрытия, в 1888 году, появилось другое издание, под названием «Дала уалаятының газеті». Эта газета издавалась при канцелярии Степного генерал-губернаторства в Омске как «Особое прибавление к «Акмолинским областным ведомостям» до 1894 года, до 1900 года — как приложение к «Акмолинским, Семипалатинским и Семиречинским областным ведомостям» под названием «Киргизская степная газета» и вплоть до закрытия в 1902 году — как приложение к «Акмолинским областным ведомостям».
По официальной версии, эти два издания являются прародителями казахской периодической печати.
Позже появляются другие издания. Особенно в период Первой русской революции 1905–1907 годов. Например, газеты «Серке» («Лидер») и «Қазақ газеті», которые, не сыграв сколько-нибудь заметной роли в общественно-политической жизни Казахстана в колониальный период, исчезли.
В 1911 году выходят два более заметных издания: газета «Қазақстан», которую основал Шангерей Бокейулы (Шахингирей Букеев), выпускник кадетского корпуса, поэт и просветитель, и журнал «Айқап», за которым стоял общественный деятель Жиханша Сердалин.
В отличие от газеты «Қазақстан», которая после выхода в свет 15-го номера была закрыта властями, журнал «Айқап», выходивший тиражом 500 экземпляров, имел круг постоянных читателей из числа степной аристократии — родовых вождей и чингизидов.
Как исчез журнал «Айқап»
Отличием журнала «Айқап» от всех ранних изданий, особенно газет «Түркістан уалаятының газеті» и «Дала уалаятының газеті», которые к тому же являлись печатными органами колониальной администрации Российской империи, было в том, что в нем нашли отражение культурное (литературное) движение и развитие общественной мысли казахского народа начала 20-го века.
По мнению ученых из Сорбоннского университета, «Айқап» «издавался на 20 страницах, с прекрасным оформлением, благодаря великолепному коллективу сотрудников: историков, педагогов, лингвистов и поэтов» и «внес значительный вклад в развитие литературы и формирование казахского литературного языка; придавая особое значение национальной культуре, журнал [«Айқап»] посвящал большое число исследований народному творчеству и этнографии казахов».
Первые свои научные работы по казахскому языкознанию Ахмет Байтурсынулы (Байтурсынов) опубликовал именно в журнале «Айқап».
Но после выхода 83-го номера в 1915 году первый казахский культурно-просветительский журнал «Айқап», по одной версии, был закрыт колониальными властями, а согласно другой версии — из-за финансовых затруднений.
Казахская степь нуждалась в совершенно иной прессе, которая бы не только защищала интересы степной аристократии или зарождающейся национальной буржуазии, но и прежде всего выражала интересы всего общества и вела казахский народ к просвещению, культуре и свободе.
Лидеры казахской интеллигенции Алихан Букейхан, Ахмет Байтурсынулы, Раимжан Марсеков и другие предпринимали попытки издать общенародную газету весь 1905 год.
Сразу после выхода «Указа 18 февраля» они составили и отправили в адрес русского царя свои политические требования, известные как «Каркаралинская петиция», в третьем пункте которой пишется: «Для выясненія текущихъ нуждъ казахскаго народа необходимо изданіе газетъ на казахскомъ языке, для чего потребуется установленіе явочнаго порядка на изданіе газетъ безъ предварительной цензуры и на открытіе типографій».
В начале декабря того же 1905 года семипалатинская газета «Семипалатинскій листокъ» со ссылкой на санкт-петербургскую «Новую жизнь» сообщала, что «въ періодъ 17 октября и после А.Букейхановъ собирался издавать газету на казахскомъ языке и уехалъ в степь».
В ноябре 1905 года Алихан Букейхан выступает на съезде «земских и городских деятелей» России в Москве с этим же требованием: «Ближайшей нуждой казаховъ является свобода въ употребленіи родного языка, особенно необходимая въ виду предстоящей выборной агитаціи».
Газета «Қазақ»
Общенародная газета появилась семь с лишним лет спустя, хотя, как свидетельствуют архивные источники, разрешение на издание казахской газеты под названием «Қазақ» было выдано Ахмету Байтурсынулы еще 9 декабря 1905 года.
Первый номер еженедельной газеты «Қазақ» появился 2 февраля 1913 года в Оренбурге. С 1915 года она стала уже выходить два раза в неделю. И сразу же завоевала широкое признание. Ее выписывали во всех уголках Казахстана, тогда еще Степного и Туркестанского краев, или девяти областях и одной губернии (Астраханская), как об этом писал в № 8 газеты «Қыр баласы» («Сын степей» — псевдоним Алихана Букейхана) в статье, посвященной численности казахов на тот момент.
Газету «Қазақ» выписывали и студенты-казахи, обучавшиеся в вузах России — от Киева до Казани, от Санкт-Петербурга до Томска, о чем свидетельствуют их многочисленные письма, опубликованные на ее страницах. Она стала общенациональным изданием почти пятимиллионного народа и способствовала национальной консолидации казахов.
Газета «Қазақ» издавалась более пяти лет. Ни одно из предшествовавших изданий не могло сравниться с новой газетой ни по качеству, ни по разнообразию тематики и тем более по тиражу. Если в первый год газета «Қазақ» издавалась тиражом три тысячи экземпляров, то, по сведениям исследователей из Оксфордского университета, позже ее тираж превышал восемь тысяч экземпляров, что больше всех предыдущих изданий вместе взятых.
Если издание газет «Серке» и «Қазақ газеті» или журнала «Айқап» в основном результат стихийной и частной инициативы одного патриота или группы патриотов из числа образованных и состоятельных казахов, то газету «Қазақ» отличал надежный источник финансирования, чему предшествовала основательная подготовка и организационная работа ее основателей.
Газеты «Қазақ газеті», «Қазақстан» и журнал «Айқап» закрывались в основном из-за нехватки средств. О финансовой состоятельности газеты «Қазақ» свидетельствует хотя бы тот факт, что за период существования с февраля 1913 года по март 1918 года ее главный редактор Ахмет Байтурсынулы не раз подвергался различным наказаниям в виде денежных штрафов или ареста, из-под которого освобождался лишь под денежный залог в несколько тысяч царских рублей, на них в тот период можно было основать и издавать еще несколько подобных газет.
Основатели газеты «Қазақ»
Как в своем историческом очерке «Казахи» (в оригинале «Киргизы») отмечал Алихан Букейхан, одно из двух политических движений, формировавшихся в казахской среде до Февральской революции 1917 года, «может быть названо национально-религиозным».
Другое политическое движение Алихан Букейхан называл «западническим», оно, по его словам, «видит будущее казахской степи в сознательном претворении западной культуры — в самом широком смысле этого слова».
Если за предыдущими изданиями стояли представители национально-религиозного движения, то газету «Қазақ» основали и издавали как раз «западники», во главе которых были Алихан Букейхан и его соратники по движению «Алаш» Ахмет Байтурсынулы и Миржакып Дулатулы (Дулатов).
По мнению общества исследования Средней Азии Оксфордского университета, «все ведущие казахские лидеры присутствовали среди ее сотрудников, включая М.Жумабайулы, М.Дулатулы, Х.Досмухамедулы, Е.Омарулы, А.-Х.Жундыбайулы, М.Тынышбайулы, и многие другие».
Именно здесь Ахмет Байтурсынулы и другие издавали свои исследовательские работы по истории казахской литературы, фольклору и лингвистике. В целом газета «Қазақ» достигла очень высокого научного уровня, считают ученые Оксфордского университета.
Издавая газету «Қазақ», ее основатели ставили перед собой цели и задачи не только научные, но и политические, которые были перечислены еще в «Каркаралинской петиции» 1905 года.
Одна из важных целей газеты, которая отсутствовала в петиции, — отстоять этническое имя народа. Эта цель была заложена в названии газеты «Қазақ».
Алихан Букейхан в своей серийной статье «Қазақ тарихы» («История казахов»), под псевдонимом «Түрік баласы» (буквально — «Потомок тюрков»), обозначил цель: «Мы должны стремиться к свету, просвещению и сохранить нашу самобытную национальную традицию; мы обязаны на основе прошлой традиции создать [современную] «казакскую культуру» и «казакскую» литературу». И тогда мы сможем сохранить свое настоящее имя, имя «қазақ».
Уничтожены и газета, и авторы
В среднесрочные и долгосрочные задачи газеты и ее основателей входили:
- восстановление отнятых законом от 3 июня 1907 года избирательных прав казахов;
- противостояние переселенческой колонизации и возвращение казахам их исконных земель с дальнейшей передачей их в собственность;
- противодействие скрытой и явной обрусительной политике путем «допушенія въ аульныхъ школахъ преподаванія казахской грамоты, преподаваніе въ этихъ школахъ на языке детей» и «введенія делопроизводства въ волостныхъ канцеляріяхъ и въ народныхъ судахъ на казахскомъ языке»;
- законодательное внедрение и развитие земства (местного самоуправления) в Степном крае, что послужило бы началом строительства основ современного казахского государства; внедрение для казахов воинской повинности, что открывало казахам путь к современной военной науке и вооружению.
Конечной стратегической целью газеты «Қазақ» и ее основателей было восстановление казахской национальной государственности, при которой на основе самобытной национальной традиции должна была быть «претворена западная культура», о чем пишет в своем очерке «Казахи» Алихан Букейхан.
Ставя перед собой все эти цели и задачи, основатели газеты «Қазақ» были прагматичны и дальновидны и пытались осуществить их в рамках существующего строя путем ненасильственного сопротивления и борьбы.
Однако сумевшая выжить при колониальном имперском режиме, газета была уничтожена при первых же попытках советской власти удержаться в Казахстане — в марте 1918 года. Вскоре за ней были уничтожены и все ее основатели и авторы — передовая казахская интеллигенция.
Ее идея национального возрождения сохранилась, а основная стратегическая цель достигнута — Казахстан сегодня независимое государство...