Забытая республика азербайджанских тюрков
В настоящее время, говоря об этнической территории азербайджанских тюрков, обычно ограничиваются границами Азербайджанской Республики и Южного Азербайджана. Хотя еще в начале ХХ века азербайджанские тюрки занимали гораздо более обширную территорию.
Так, по данным всеобщей переписи населения 1897 г., азербайджанские тюрки составляли подавляющее большинство населения Борчалинского уезда, Дербента, Эриванской губернии и Карсской области. Именно на исконно азербайджанских землях Карсской области и Эриванской губернии в конце 1918 г. была создана Юго-Западная Демократическая Республика (ЮЗДР), о существовании которой ныне осведомлен лишь узкий круг специалистов. Между тем, несмотря на короткий период существования – с декабря 1918 г. по апрель 1919 г. – это государственное образование оставило заметный след в истории национального движения азербайджанских тюрков.
Как известно, по условиям Мудросского перемирия от 30 октября 1918 года турецкие войска вынуждены были покинуть пределы Карсской области. Чтобы воспрепятствовать аннексии области со стороны армян и грузин, в конце ноября 1918 года в Карсе был создан Национальный Совет (Милли Шура), в состав которого помимо азербайджанских тюрков, вошли османские турки, русские и греки. 1 декабря 1918 года Национальный Совет принял «Акт о независимости» и провозгласил создание Юго-Западной Демократической Республики. Территория нового государства охватывала Карсскую и Батумскую области, Ахалцыхский, Ахалкалакский, Шарурский, Нахичеванский, Сурмалинский уезды, а также юго-восточную часть Эриванского уезда.
Вскоре было сформировано Временное правительство ЮЗДР, председателем которого стал уроженец Карса, азербайджанский тюрок Ибрагим бек Джангиров. Военным министром ЮЗДР стал его родной брат – Гасан бек Джангиров. Следует отметить, что большинство министерских постов в правительстве ЮЗДР занимали азербайджанские тюрки, что было обусловлено национальным составом населения республики. Например, министром финансов был Мамедбек Султанов, министром путей сообщения – Ахмедбек Гаджиев, министром юстиции – Аббасалибек Алибеков, министром продовольствия – Юсуф Юсуфов, министром призрения – Муганлинский и т.д.
В начале января 1919 года в республике прошли демократические выборы, приведшие к образованию парламента, избранного по норме «1 депутат от каждых 10 тысяч избирателей». 14 января 1919 г. состоялось первое заседание парламента, состоявшего из 64 беспартийных депутатов, поскольку партии в ЮЗДР отсутствовали. Председателем парламента был избран Асадбек Гаджиев.
17 января 1919 года парламент принял конституцию ЮЗДР, которая состояла из 18 статей, и давала женщинам избирательные права. Одновременно с целью отстаивания жизненных интересов республики на мирную конференцию в Париж была отправлена делегация в составе 8-ми человек. Правда, в силу сложившихся обстоятельств, делегация не смогла доехать до места назначения и застряла в Стамбуле.
В планах народа и парламента ЮЗДР было постепенное сближение и в перспективе полное слияние с Азербайджанской республикой, что сильно напугало не только Грузию и Армению, но и англичан, в планы которых отнюдь не входило создание еще одного независимого мусульманского государства в регионе, к тому же, с выходом к Черному морю.
В связи с развязанной дашнакскими бандами войной в Зангезуре и Карабахе ЮЗДР оказалась отрезанной от Азербайджанской Республики. Поэтому официальный Баку не смог оказать действенную помощь молодой республике. Хотя ЮЗДР имела армию численностью в 15,5 тыс. штыков, этого было явно недостаточно для отражения агрессии со стороны Грузии и Армении, которые пытались расширить свои территории за счет молодой республики.
Между тем, уже 13 января 1919 г. делегация из 60 армян была отправлена в Карс британским командованием из Батуми, чтобы объявить армянского политического деятеля Корганова губернатором Карса. Однако попытка армян установить свой контроль над Карсом провалилась, поскольку правительство ЮЗДР отклонило это предложение и отказалось вести какие-либо переговоры с армянами.
Азербайджанская Республика по дипломатическим каналам неоднократно пыталась защитить интересы ЮЗДР. Азербайджанское правительство неоднократно требовало от Грузии и Армении, а также английского командования прекращения агрессии против ЮЗДР. В частности, в апреле 1919 года глава МИД Азербайджана по этому поводу обращался к командующему английскими войсками в регионе генералу Томсону.
Однако, англичане, на словах заверяя Азербайджанское правительство в своем нейтралитете и желании сохранить статус-кво в ЮЗДР, на практике активизировали свои действия, направленные на ликвидацию этой республики. Истинные намерения англичан заключались в разделении территории ЮЗДР между Грузией и Арменией.
Именно с благословения англичан, 12 апреля 1919 г. дашнакские банды вторглись в пределы в ЮЗДР. В тот же день англичанами были арестованы и отправлены в Батуми примерно 35 членов парламента и правительства ЮЗДР, включая премьер-министра Ибрагим бека Джангирова. Оттуда они были высланы на Мальту. Через 3 дня, 15 апреля объявив военное положение и заняв господствующие высоты, англичане сдали город Карс армянам. Так было покончено с существованием Юго-Западной Демократической Республики, история создания и функционирования которой является неотъемлемой частью национального движения азербайджанских тюрков.
Характерно, судьба главы правительства республики Ибрагим бека Джангирова оказалась такой же трагической, как и судьба самой ЮЗДР. Сосланный после падения ЮЗДР англичанами на Мальту, И. Джангиров там познакомился и подружился с Ахмед беком Агаоглу, который также находился в ссылке на этом острове. Эта дружба продолжалась до конца их жизни, благодаря чему мы имеем определенные сведения о дальнейшей судьбе И. Джангирова. Дело в том, что в работе Самеда Агаоглу «Воспоминания об отце» он рассказывает обо всех близких друзьях своего отца Ахмед бека Агаоглу. Отдельная глава этой работы – «Неизвестный герой» – посвящена именно Ибрагим беку Джангирову.
Судя по сведениям С. Агаоглу, Ибрагим бек Джангиров родился в 1866 году в Карсе. В 12 лет он стал свидетелем оккупации Карса русскими войсками, что оставило глубокий след в его памяти. Неудивительно, что с юношеских лет он стал активным участником движения сопротивления против русских оккупантов.
Именно желание противостоять русским привело И. Джангирова в ряды турецкой армии, хотя он и не имел специального военного образования. Тем не менее, во время II Балканской войны он во главе 900 карсских добровольцев-всадников прибыл в Стамбул с целью участия в военных действиях на стороне турецкой армии. Возглавляемый им конный полк одним из первых вошел в освобожденное Эдирне. Во время первой мировой войны И. Джангиров в составе турецкой армии в качестве командира полка участвовал в боях на иракском фронте.
После завершения первой мировой войны И. Джангиров вернулся в родной Карс, став одним из основателей ЮЗДР, после падения которой с 1919 по 1922 гг. находится в ссылке на Мальте. В 1922 году вернувшись на родину, И. Джангиров становится одним из активных участников национально-освободительного движения во главе с Ататюрком. После провозглашения Турецкой республики он возглавляет муниципалитет родного Карса. Но вскоре И. Джангиров был оклеветан и обвинен в подстрекательстве к антиправительственным выступлениям. Человек, всю свою сознательную жизнь посвятивший борьбе за свободу и независимость тюрков, спасший тысячи жизней от дашнакских банд, одним из первых водрузивший турецкий флаг над Эдирне, был обвинен в связях с врагами Турции и по решению Совета Министров выслан из родного Карса в одну из западных провинций Турции. Хотя, в конечном итоге, ему удалось доказать свою невиновность и добиться разрешения на возвращение в Карс, но в морально-психологическом плане он был сломлен этим обвинением. К тому же, его душевные переживания дополнялись материальными затруднениями и невозможностью найти подходящую работу. Правда, после долгих исканий ему предлагают работу мелкого чиновника на рынке скота с мизерной зарплатой. И глава правительства ЮЗДР вынужден был согласиться на эти унизительные условия, чтобы остаться в родном Карсе.
Незадолго до своей смерти И. Джангиров сдает флаг и печать правительства ЮЗДР в Институт революции, расположенный в Анкаре.
Айдын Балаев
доктор исторических наук