RU EN TR UA

Кипчакская вольница Азербайджана (фото)

16 марта 2013 г. • 12:05
Как известно, тюркский мир разделяется на две основные этноязыковые общности – огузов и кипчаков (кыпчаков). Причем как огузы, так и кипчаки сыграли существенную роль в истории Азербайджана. На огузских тюркских языках говорят турки, азербайджанцы, туркмены, гагаузы, хорасанские и хорезмские тюрки, а также часть крымских татар. В настоящее время огузы численно преобладают в тюркском мире над кипчаками. Самые крупные огузские народы – это турки, которых около 70 миллионов человек, и азербайджанцы, численность которых превышает 50 миллионов (вместе с иранскими азербайджанцами).

На языках кипчакской ветви говорят татары, башкиры, казахи, ногайцы, киргизы, каракалпаки и др. Самый многочисленный кипчакский народ – казахи, общая численность которых приближается к 14 миллионам. Узбекский и уйгурский языки относятся к карлукской, а чувашский – к наиболее архаичной булгарской ветви тюркских языков.

Кто же такие кипчаки? Прототипом слова "кипчак", возможно, является термин "кюеше" или "цзюеше", упомянутый в 201 г. до н. э. в китайских письменных источниках. Более достоверным и доказанным считается упоминание этого народа под именем "кибчак" в наскальной надписи на так называемом Селенгинском камне (759 г.).

Этнонимы "кыпчак" и "кыфчак" часто приводят в своих трудах такие средневековые авторы, как Ибн Хордадбех (IX в.), Гардизи, Махмуд Кашгари (XI в.), Ибн аль-Асир (XIII в.), Рашид ад-Дин, аль-Умари, Ибн Халдун (XIV в.) и т.д.

В средневековых русских летописях XI-XIII вв. кипчаки упомянуты под названиями "половцы" и "сорочины". В Венгрии они были известны как "палоцы" и "куны" (этнографическая группа "куманы" до сих пор проживает в Венгрии). Этим же термином ("куманы" или "команы") называют их средневековые византийские и западноевропейские источники XIII в.

Булгары и кипчаки в Азербайджане


Тюркская история Азербайджана связана не только с огузами. Согласно историческим источникам, в Азербайджане с древних времен проживали также булгары и кипчаки, причем булгары представляют собой один из древнейших тюркских пластов.


Так, еще в III-VI вв. н.э. территорию Кавказской Албании населяли гунно-булгарские племена – гунны, савиры, хазары и т.д. В 552 г. савиры (сувары) вторглись в Кавказскую Албанию. В 562 г. тюркские племена савир и хазар заселяли области вокруг г. Габала – столицы Кавказской Албании. В 626-630 гг. Кавказская Албания была подчинена Хазарскому Каганату, административный центр которого временами находился в г. Габала.

Со временем в Азербайджане усилились огузский и кипчакский элементы, ассимилировав более древнюю булгарскую (гуннскую, савирскую и хазарскую) прослойку. Язык древних тюрок гуннского и булгарского происхождения, некогда населявших Азербайджан, считается вымершим. Его единственным "живым" наследником является современный чувашский язык, обладающий очень архаичными признаками и резко отличающийся от всех других ныне использующихся тюркских языков.

Азербайджанцев принято считать тюрками – огузами, а азербайджанский язык справедливо относят к огузской ветви тюркских языков. Это совершенно верно, однако при этом часто не учитывается то, какой существенный вклад внесли кипчаки в формирование азербайджанского народа и его языка.

Впрочем, лингвисты знают, что хотя азербайджанский язык в целом и относится к огузской ветви тюркских языков, в нем отчетливо просматриваются и кипчакские элементы. В частности, кипчакское происхождение имеет одно из наиболее употребительных азербайджанских слов – "яхши" ("хорошо", "хороший"), которое родственно казахскому слову "жаксы" (казахи и киргизы произносят звуки "ж" и "с" там, где азербайджанцы используют "й" и "ш").

Сами древние огузы, в отличие от кипчаков, вместо "яхши" чаще использовали слово "ийи" ("иги"). Слово "ийи" ("хорошо", "хороший") до сих пор используется в современном турецком языке, но оно постепенно вышло из употребления в Азербайджане, будучи вытеснено кипчакским "яхши".

Кипчаки в древних рукописях


В отличие от гуннов и булгар, кипчаки оставили более ощутимый след в азербайджанском огузском языке. Так, кипчаками по происхождению были правители государства Атабеков Азербайджана (1145 – 1225 гг.) – Эльденизиды (Эльдегизиды, Ильдегизиды) атабек Шамсаддин Эльдениз и его потомки Джахан Пехлеван, Кызыл Арслан, Абубекр и Узбек.

Хотя их ополчения Эльденизидов состояли в большей степени из представителей огузских племен, тем не менее, и кипчаки в то время компактно проживали во многих областях Азербайджана и представляли собой грозную военную силу. Временами они служили ширваншахам и царям Грузии, а временами воевали с ними.

Известный средневековый летописец Ибн аль-Асир (1160-1233 гг.) в своей книге "Тарих аль-камиль" ("Полный свод истории") описывает участие кипчаков в политической жизни средневекового Азербайджана: "В ша’бане этого, 587 [август 1191] года, был убит Кызыл Арслан, имя которого – Осман Илдегиз. Мы уже упомянули, что он овладел странами после своего брата Пехлевана, царя Аррана, Азербайджана, Хамадана, Исфахана, Рея и того, что между ними… После того как монголы заняли землю кипчаков, последние рассеялись: одна часть ушла в страну русов, другая рассеялась по своим горам, большинство же их, собравшись, направились к Дербенду Ширвана. Они послали к его владетелю по имени Рашид и сказали ему: "Монголы захватили нашу страну и разграбили наше имущество; мы пришли к тебе, чтобы расположиться в твоей стране. Мы твои рабы, и мы тебе завоюем области, и ты наш султан"… Он удовлетворил их просьбу… Они двинулись дальше и подошли к окрестностям Гянджи в провинции Аррана, которая (Гянджа) принадлежала мусульманам, и здесь кипчаки расположились. И послал против них эмир Гянджи – это был раб падишаха Узбека, владетеля Азербайджана, по имени Кушхара, – войска и помешал им приблизиться к его области… И выступил один из кипчакских предводителей во главе большого полчища против гурджей (т.е. грузин) и неожиданно напал на них, перебил многих из них, обратил их в бегство, взял, что было с ними, и захватил много пленников. После этого кипчаки вернулись на гору Килькун и расположились на ней, как было до этого".

Кипчаки в эпосе «Деде Горгуд»


Кипчаки описаны и в выдающемся средневековом литературном памятнике тюрок огузов – эпосе "Китаби Деде Горгуд". В то время между кипчаками и огузами происходила ожесточенная межплеменная война, поэтому кипчаки описаны в эпосе в негативном свете. Поскольку в то время (XII-XIII вв.) огузы уже приняли ислам, а большинство кипчаков оставались язычниками и тенгрианцами, в эпосе кипчаки именуются словами "гяуры", "кафиры", т.е. "неверные".

Главным отрицательным персонажем в эпосе выступает коварный и жестокий предводитель кипчаков по имени Шекли Мелик, или Кыпчак Мелик. Кипчаки, согласно эпосу, неожиданно нападают на станы огузов и, пользуясь временным отсутствием в них воинов, убивают и угоняют в рабство женщин, стариков и детей.

Приведем отрывок из эпоса "Деде Горгуд" в переводе В.В.Бартольда: "Семь тысяч черноволосых гяуров нечистой веры, врагов (истинной) веры, в кафтанах, разорванных сзади до половины, сели на своих пегих коней, совершили набег; в полночь они пришли и к орде Казан бека. Его златоверхие жилища гяуры разрубили, его дочь-невесту, подобную гусю, заставили кричать, на табуны его быстрых коней вскочили, ряды его красных верблюдов угнали, его богатую казну, его обильные деньги разграбили. Рослая Бурла-хатун и с ней сорок стройных дев были уведены в плен; престарелая мать Казанбека была уведена, привешенная к шее черного верблюда; сын хана Казана Уруз-бек с тремястами джигитов были уведены со связанными руками и связанной шеей; сын Илик Коджи Сары-Калмаш пал в бою за дом Казан-бека; у Казана об этих делах вести не было".

Впрочем, по одной из версий, под словом "гяуры" в эпосе имеются в виду вовсе не кипчаки, а грузины. Тем более что "гяуры" одеты в черное, а это традиционный цвет одежды у грузин. Кроме того, в одном месте в отношении "гяура" употреблен термин "азнавур". Возможно, тут имеет место смешанный грузино-кипчакский вариант, так как в XII в. десятки тысяч кипчаков-тенгрианцев поселились на юге Грузии и, заключив союз с грузинскими царями, участвовали в их военных походах, в том числе против мусульман.

Так, царь Грузии Давид IV, опасаясь вторжения сельджуков, в 1118 году заключил союз с кипчаками и женился на Гурандухт (возможно, Турандухт – "дочь Турана"), дочери царя (мелика) кипчаков Атрака. После этого 40 000 воинов Атрака, не считая женщин и детей, поселились на юге Грузии, а 5000 отборных кипчакских воинов вошли в царскую гвардию.

Колоритно представлен Кыпчак Мелик в кинофильме "Деде Горгуд" ("Свет погасших костров", Азербайджанфильм, 1975 г.): "Трон Кыпчак Мелика помещался на высоком помосте. Помост был очень широкий. Здесь был и трон Кыпчак Мелика, и его ложе. На этом помосте, кроме самого Кыпчак Мелика, было еще девять черноглазых, светлолицых, длиннокосых красавиц. Руки их до запястий были выкрашены хной, пальцы тонкие, шеи длинные. Кыпчак Мелик веселился с ними. Девушки подавали ему вино в золотых кубках. Кыпчак Мелик никогда не сходил с помоста. Когда надо было куда-то отлучиться, коня подводили к помосту, и он прямо с трона спрыгивал коню на спину. Сидящие внизу воины стелились под ноги коню Кыпчак Мелика, и, пока вождь не проезжал по их спинам, они не поднимали лиц от земли. Помост был богато изукрашен. Столбы были отделаны дорогими каменьями, края – павлиньими перьями. Всюду висели змеиные шкуры. Племя поклонялось змеям. Возвращаясь после набегов, Кыпчак Мелик ел и пил с девятью наложницами, развлекался и наслаждался на глазах у всех воинов племени".

На самом деле, кипчаки вовсе не были более жестокими и коварными, чем огузы. Просто между двумя родственными тюркскими племенами шла война, а во время войны противоборствующие стороны, как известно, рисуют отрицательные образы друг друга, что естественно и в современное время называется идеологической или информационной войной.

В итоге в противоборстве огузов и кипчаков на территории Азербайджана, Ирана и Малой Азии (современной Турции) одержали победу численно преобладавшие огузы, создавшие в дальнейшем Сельджукскую и Османскую империи, государства Каракоюнлу, Аккоюнлу и Сефевидов. Кипчаки попали в подчиненное положение, но вовсе не исчезли с территории Азербайджана.

Они ассимилировались в языковом отношении и перешли на огузский тюркский язык. Однако это влияние не было односторонним – многие кипчакские слова, некоторые грамматические конструкции и особенности фонетики перешли в азербайджанский язык, относящийся в целом к огузской ветви тюркских языков.

В настоящее время наиболее сильно кипчакские элементы в азербайджанской культуре проявляются в северо-западных областях страны – в Гянджа-казахской зоне, а также среди азербайджанцев, живущих в Грузии. Именно в этих областях кипчаки оседали массово и здесь живут их прямые потомки, смешавшиеся в средние века с огузами. Так, в Гахском районе Азербайджана до сих пор существует селение под названием Гыпчаг.

Казаки, казахи и казахцы


Как известно, казахи являются одним из крупнейших современных кипчакских народов. Весьма примечательно, что в северо-западной части современного Азербайджана расположен город Газах (Казах) и названный его именем Газахский район. Хотя население Газахского района Азербайджана состоит не из казахов, а из этнических азербайджанцев, в древности эти территории были населены кипчаками, которые, возможно, и дали местности это название.

Г.А.Гейбуллаев в книге "К этногенезу азербайджанцев" (Баку, "Элм", 1991, с.141, 356), пишет следующее: "Интерес представляет топоним Казах в Азербайджане. Существует мнение, что этноним казах среди кыпчаков возник не раньше XI в. Однако населенный пункт Казах в Аране упомянут уже в IX в. арабскими авторами в связи с событиями, происходившими в VII веке: у ал Куфи – Касак; у Ибн-Хордадбеха – Кисал. По сообщению ал-Балазури, Касал был построен арабским наместником Марваном ибн Мухаммедом (732-744) примерно в середине 30-х годов VIII в. и служил военным лагерем в ходе борьбы с хазарами и местными племенами".

Далее Г.А.Гейбуллаев отмечает, что: "Различное написание (Касал и Касак), как правильно отметила Н.Велиханлы, объясняется схожестью арабских рукописных букв "к" и "л". Это свидетельствует о том, что казахи обитали здесь, во всяком случае, до VII века…

Арабский автор IX века Абу Мухаммед Ахмад ибн Асам ал-Куфи упоминает на территории Иранского Азербайджана крепость Казадж.

В комментарии к этому топониму З.М.Буниятов на основе сведений Йакута ал-Хамави пишет, что она принадлежала Бабеку. По всей вероятности, этот топоним является искаженным по вине переписчиков "Казах", исходя из похожести арабских букв "х" и "дж"… Можно связать топоним Казах на юге с топонимом Казах на севере (нынешний Казах в Азербайджанской ССР), который упоминается арабским автором. Оба эти топонима, несомненно, связаны с тюркским этнонимом касак, казак, казах".

В Центральной Азии слово "казак" как этноним (название народа) появилось примерно в 1460 г. Его основу заложили ханы Жанибек и Керей, которые перекочевали со своими племенами от берегов реки Сырдарья на восток в Семиречье, Чуйскую долину и основали там в 1465 г. Казакское ханство. Его население стали называть "свободным людом", т.е. "казаками" ("казахами").

Таким образом, более древним и правильным вариантом слова "казах" является "казак" или "газаг". Русские казаки именовались "казаками" по причине своего частично тюркского (в прошлом) происхождения. Среднеазиатская республика Казахстан также первоначально носила название Казакская АССР и лишь в 1936 г. была переименована в Казахскую ССР. Это было сделано для того, чтобы предотвратить путаницу казахов с казаками, а также затруднить проведение аналогий между этими двумя этническими общностями в целях недопущения отождествления предков русских казаков с тюрками и казахами, в частности.

В азербайджанском языке слово "газаг" превратилось в "газах" по другой причине. Азербайджанскому языку, особенно разговорному, свойственно видоизменение "г" на "х" или"гх". Например, "булаг" (родник) часто произносится как "булах", "аяг" (нога), как "аях" и т.д. Само слово "газаг" ("казак", "казах") древнетюркского происхождения и означает "свободный, независимый человек, удалец, искатель приключений".


Татарский конный полк


В годы Российской империи мусульмане Кавказа не подлежали воинскому призыву. Однако в 1914 г. была создана добровольческая Кавказская туземная конная дивизия, более известная как "Дикая дивизия", под командованием младшего брата царя, свиты его величества генерал-майора, великого князя Михаила Александровича. В составе дивизии существовал азербайджанский (в то время он назывался "татарским") конный полк, две трети личного состава которого комплектовалась в Гянджа-Газахской зоне Азербайджана и в Борчалинской зоне Грузии, населенной азербайджанцами, в том числе потомками кипчаков.


Николай II во время пребывания в Тифлисе в ноябре 1914 г. обратился к депутации мусульман со следующими словами: "Выражаю мою сердечную благодарность всем представителям мусульманского населения Тифлисской и Елизаветпольской губерний, отнесшегося так искренно в переживаемое трудное время, доказательством чему служит снаряжение мусульманским населением Кавказа шести конных полков в состав дивизии, которая под командою моего брата отправилась для борьбы с общим нашим врагом. Передайте мою сердечную благодарность всему мусульманскому населению за любовь и преданность России".

После провозглашения независимости Азербайджана в 1918 году, костяк формировавшейся азербайджанской армии составили тот самый Татарский конный полк и новобранцы из Гянджа-Газахской зоны Азербайджана во главе с уроженцем Газаха генералом Али Ага Шихлинским, ранее, до октябрьской революции, служившим в российской армии и прозванным "Богом русской артиллерии".

Фарид Алекперли, доктор исторических наук