Первый имам Японии - татарин из Сибири, мечтавший о союзе всех тюркских народов мира
Абдурашид Ибрагимов один из лидеров распространения ислама в Японии и первый имам первой в Токио мечети. Татарин, получивший поддержку Османской и Японской империй, ярый сторонник создания союза тюрко-мусульманских народов и освобождения их от колониального гнета России и Британии.
Турецкий автор Наджи Джем Онджель на страницах газеты Hürriyet предлагает читателям отправиться в небольшое путешествие по полной приключений жизни неутомимого странника и идеалиста.
Абдурашид Ибрагимов родился в 1857 году в Западной Сибири. Он был татарином, его предки были выходцами из Бухары и Поволжья.
"С молодых лет он совершает бесчисленное множество путешествий на обширном пространстве, протянувшемся от Стамбула до Медины и Мекки, от Крыма до Санкт-Петербурга, от Туркестана до Китая и Кореи, от Индии до Сингапура и даже Западной Европы", - пишет Онджель.
По словам автора статьи, цель всех странствий Ибрагимова - независимость всех тюрок под знаменем ислама и создание союза тюрко-мусульманских народов. Таким путем тюрки должны были освободиться от колониального гнета России и Британии.
"Он не только путешествует, но и собирает информацию, проводит пропагандистскую работу, пишет, публикуется. Он содействует миграции молодых российских мусульман и получению ими религиозного образования в Стамбуле. Конечно, этот энергичный активист быстро становится тем, кого русские пытаются устранить отовсюду, где он появляется. В рассматриваемый период на двух концах Азии русским противостоят два конкурента: османы и японцы", - отмечает автор.
Онджель сравнивает реформы, осуществленные Османской и Японской империями и их результат в войнах с империей Российской.
"Когда ровно 174 года назад, а именно 3 ноября 1839 года, будет обнародован манифест, который даст старт реформам периода Танзимата, государство Османов начнет масштабные действия по обновлению и европеизации. Но всех этих усилий явно недостаточно, чтобы предотвратить тяжелое поражение в войне с русскими, которые одержат победу над Османской империей спустя 40 лет. Японцы же, начав модернизацию в 1868 году, напротив, спустя 40 лет, а именно в 1905 году, заставят русских потерпеть поражение в войне".
По мнению автора, именно с этой победой Японии для всех азиатских народов произойдет рождение новой надежды и пробуждение энтузиазма.
"Несомненно, как султан Абдул-Хамид II, так и японский император, еще задолго до этой войны осознают значимость отношений друг с другом. Для японцев халифом азиатских мусульман, представлявших многочисленную массу против русских, китайцев, голландцев и британцев, был османский падишах", - отмечает в своей статье Онджель.
Автор отмечает, что именно в этих условиях в 1902-1903 годах происходит визит Абдурашида Ибрагимова в Японию.
"В устанавливаемых им отношениях на высшем уровне в Японии его поддерживает общество «черных драконов», которое отстаивает идеи японо-азиатского национализма (и даже экспансионизма). Ибрагимов создает здесь организацию под названием «Адзия Гикай», знакомится со многими важными персонами, включая премьер-министра. Он стремится к тому, чтобы, избрав ислам, японская знать служила спасению всех азиатских мусульман", - пишет автор.
Автор указывает, что после большевистской революции 1917 года Ибрагимов, уже вернувшийся в Турцию, пытается добиться от Ленина и Сталина привилегий для тюрок и мусульман России. Однако, эти попытки не приводят к какому-либо значимому результату.
"Как только с провозглашением республики в Турции были установлены благоприятные отношения с Советской Россией (это произошло уже в начале 1918 года - ред.), Ибрагимов так или иначе отходит на задний план и проводит более спокойные годы своей жизни с семьей в деревне в Конье", - отмечает автор, подчеркивая, что активность Ибрагимова вновь проявляется лишь спустя многие годы.
"По мере приближения к 1930-м годам Япония постепенно ставит для себя более высокие цели в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Абдурашид Ибрагимов в 1933 году устремляется в последнее японское приключение, которое продлится 11 лет. В этот период благодаря ему ислам признается одной из действующих религий Японии, а Токийская мечеть, строительство которой до этого момента никак не удавалось завершить, открывается для богослужения. Он становится первым имамом этой мечети. На открытии мечети 12 мая 1938 года, наряду с японскими лидерами, присутствуют представители исламских государств. Однако, Турция в силу своих тревог во внешней политике держится на расстоянии от этих событий", - пишет Онджель в своей статье.
Абдурашид Ибрагимов покидает этот мир в 1944 году - на 87 году жизни.
По словам автора статьи, после себя Ибрагимов оставляет книгу под названием "Исламский мир и распространение ислама в Японии" и множество других публикаций, которые дают ценные сведения об Азии и тюрко-исламском мире того периода.
Турецкий автор Наджи Джем Онджель на страницах газеты Hürriyet предлагает читателям отправиться в небольшое путешествие по полной приключений жизни неутомимого странника и идеалиста.
Абдурашид Ибрагимов родился в 1857 году в Западной Сибири. Он был татарином, его предки были выходцами из Бухары и Поволжья.
"С молодых лет он совершает бесчисленное множество путешествий на обширном пространстве, протянувшемся от Стамбула до Медины и Мекки, от Крыма до Санкт-Петербурга, от Туркестана до Китая и Кореи, от Индии до Сингапура и даже Западной Европы", - пишет Онджель.
По словам автора статьи, цель всех странствий Ибрагимова - независимость всех тюрок под знаменем ислама и создание союза тюрко-мусульманских народов. Таким путем тюрки должны были освободиться от колониального гнета России и Британии.
"Он не только путешествует, но и собирает информацию, проводит пропагандистскую работу, пишет, публикуется. Он содействует миграции молодых российских мусульман и получению ими религиозного образования в Стамбуле. Конечно, этот энергичный активист быстро становится тем, кого русские пытаются устранить отовсюду, где он появляется. В рассматриваемый период на двух концах Азии русским противостоят два конкурента: османы и японцы", - отмечает автор.
Онджель сравнивает реформы, осуществленные Османской и Японской империями и их результат в войнах с империей Российской.
"Когда ровно 174 года назад, а именно 3 ноября 1839 года, будет обнародован манифест, который даст старт реформам периода Танзимата, государство Османов начнет масштабные действия по обновлению и европеизации. Но всех этих усилий явно недостаточно, чтобы предотвратить тяжелое поражение в войне с русскими, которые одержат победу над Османской империей спустя 40 лет. Японцы же, начав модернизацию в 1868 году, напротив, спустя 40 лет, а именно в 1905 году, заставят русских потерпеть поражение в войне".
По мнению автора, именно с этой победой Японии для всех азиатских народов произойдет рождение новой надежды и пробуждение энтузиазма.
"Несомненно, как султан Абдул-Хамид II, так и японский император, еще задолго до этой войны осознают значимость отношений друг с другом. Для японцев халифом азиатских мусульман, представлявших многочисленную массу против русских, китайцев, голландцев и британцев, был османский падишах", - отмечает в своей статье Онджель.
Автор отмечает, что именно в этих условиях в 1902-1903 годах происходит визит Абдурашида Ибрагимова в Японию.
"В устанавливаемых им отношениях на высшем уровне в Японии его поддерживает общество «черных драконов», которое отстаивает идеи японо-азиатского национализма (и даже экспансионизма). Ибрагимов создает здесь организацию под названием «Адзия Гикай», знакомится со многими важными персонами, включая премьер-министра. Он стремится к тому, чтобы, избрав ислам, японская знать служила спасению всех азиатских мусульман", - пишет автор.
Автор указывает, что после большевистской революции 1917 года Ибрагимов, уже вернувшийся в Турцию, пытается добиться от Ленина и Сталина привилегий для тюрок и мусульман России. Однако, эти попытки не приводят к какому-либо значимому результату.
"Как только с провозглашением республики в Турции были установлены благоприятные отношения с Советской Россией (это произошло уже в начале 1918 года - ред.), Ибрагимов так или иначе отходит на задний план и проводит более спокойные годы своей жизни с семьей в деревне в Конье", - отмечает автор, подчеркивая, что активность Ибрагимова вновь проявляется лишь спустя многие годы.
"По мере приближения к 1930-м годам Япония постепенно ставит для себя более высокие цели в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Абдурашид Ибрагимов в 1933 году устремляется в последнее японское приключение, которое продлится 11 лет. В этот период благодаря ему ислам признается одной из действующих религий Японии, а Токийская мечеть, строительство которой до этого момента никак не удавалось завершить, открывается для богослужения. Он становится первым имамом этой мечети. На открытии мечети 12 мая 1938 года, наряду с японскими лидерами, присутствуют представители исламских государств. Однако, Турция в силу своих тревог во внешней политике держится на расстоянии от этих событий", - пишет Онджель в своей статье.
Абдурашид Ибрагимов покидает этот мир в 1944 году - на 87 году жизни.
По словам автора статьи, после себя Ибрагимов оставляет книгу под названием "Исламский мир и распространение ислама в Японии" и множество других публикаций, которые дают ценные сведения об Азии и тюрко-исламском мире того периода.