RU EN TR UA

Современный Казахстан, пантюркизм и панисламизм в Азии

6 января 2024 г. • 12:59
Коренные народы, исповедующие Ислам, занимают южную половину Евразийского континента, ограничиваясь с запада Средиземным морем и полуостровом Западная Европа, с юга Индийским океаном, с запада более-менее равномерно распределяясь по Индии и доминируя в Бангладеш, занимая Восточный Туркестан в Западном Китае вплоть до Тибета и пустыни Гоби, на севере мусульманский суперэтнос населяет Кавказ, Идель-Урал и Казахстан.

В Евразии имеются такие мировые игроки, как Китай, Индия, Россия и Евросоюз (с США), зачастую выступающие по отношению к мусульманским странам, как единое целое.

Особенностью Китая является большая численность населения и отсутствие полезных ископаемых. Китайское правительство поощряло перенос промышленного производства в Китай, соблазняя низкой стоимостью труда, высокой дисциплиной работников и полным пренебрежением к проблемам экологии. Но даже все производство международных промышленных корпораций не могло полностью занять рабочий рынок Китая, поэтому китайские бизнесмены стали специализироваться на массовом промышленном плагиате и игнорировании авторского права, а рынком сбыта подделок являлась практически вся наша планета. Но мировая торговля успешна при малых издержках на логистику, то есть китайская продукция будет конкурентоспособна только при доставке продукции морским транспортом, а Малаккский пролив и Тайвань контролируется США (с Евросоюзом). Западный мир имеет рычаг влияния на Китай, чтобы обойти его Пекин профинансировал постройку глубоководного порта Гвадар в Пакистане и проложил Каракорумское шоссе из Восточного Туркестана в Пакистан, планируется там же построить железную дорогу. Так же Китай прокладывает логистические пути в Европу через Россию, через страны Центральной Азии и Кавказ в Турцию. Все логично у Китая, кроме одного: коренное население Восточного Туркестан - это мусульмане уйгуры, казахи и кыргызы, которые не желают китаизироваться, а прокладка Каракорумского шоссе - это движение не только в Пакистан, но и из Пакистана и Афганистана, в том числе и идей Талибана. Пока коммунистический Китай был за железным занавесом, мир не знал о геноциде мусульман в Восточном Туркестане, но сейчас Китай сам построил логистический путь в Пакистан.

Пакистан с 218 миллионами жителей вторая по численности населения мусульманская страна в мире после Малазийи, еще и с ядерным оружием в придачу, с ракетами большого радиуса действия. В наследство от колонизации Британской империи Пакистан получил военный конфликт с Индией за штат Кашмир, населенный мусульманами, на противостояние с Индией уходит значительная часть бюджета страны, но и его не хватает и страна вынуждена занимать деньги. Сейчас внешний долг Пакистана составляет 84% от ВВП. Как правоверные мусульмане, пакистанцы хотели бы оказать помощь единоверцам из Восточного Туркестана, но Китай это кредитор Пакистана. Но и китайцы не могут жестко требовать долги с Пакистана, так как в случае дестабилизации политической обстановки в Пакистане, беспорядки могут перекинуться в Восточный Туркестан.

Афганистан, победив в войне с США и изгнав коррумпированное правительство, получил голодное население, разрушенную страну, замороженные зарубежные счета, отсутствие промышленности и сельское хозяйство, основанное на выращивании опиумного мака. Единственная мировая держава, которая предложила инфраструктурные проекты Афганистану (по тем же причинам, что и Пакистану) - это Китай.

Геополитическая проблема Индии состоит в том, что, как единый регион Индия существовала под управлением мусульман - потомков Бабура и Темирлана. Пакистан в отличии от Индии имеет историческую централизованную исламскую государственность под управлением Газневидов, Аргунов, Афшаров и потомков Темирлана, в случае дестабилизации у Индии более велика вероятность распасться на отдельные государства с отдельными языками, религиями и разными менталитетами. В самой Индии мусульмане составляют 14% населения или большее 200 миллионов граждан, симпатии которых, разумеется, на стороне Пакистана, которые еще и возросли после прихода к власти в Индии националистов.

Следующий крупный геополитический игрок в Евразии, это Россия. В наследство от СССР Россия получила большие запасы полезных ископаемых на Урале и в Сибири, в регионах не являющиеся историческими землями русского этноса. Россия имела налаженные логистические пути в виде газо- и нефтепроводов на рынки сбыта в Европу, имела порты на Черном море, которые правда ограничены Босфором, принадлежащим Турции. Благодаря политике Путина Россия лишилась рынка сбыта газа и нефти в Европу. Влияние России в мире строилось на всеобщем убеждении, что русская армия является второй в мире, но во время войны с Украиной выяснилось, что это блеф. Последний козырь России это ядерное оружие, боеспособность которого и количество тоже может оказаться блефом. Пользуясь этим, Азербайджан восстановил контроль над территориями 30 лет оккупированными Арменией, сателлитом России. Осторожно выходят из под влияния России страны Центральной Азии, появилась надежда на суверенитет Кавказа и Идель-Урала.

Турция, как и Китай, в полной мере воспользовалась распадом СССР и повысила благосостояние своего государства и граждан за счет открытия новых рынков сбыта после падения железного занавеса. Увеличилось финансирование науки и Турция уже презентует всему миру свои достижения и амбиции даже в космической области. Повышение уровня экономического влияния не могло не повлиять на уровень политического влияния и Турция смогла оказать политическую и военную помощь Азербайджану в деле освобождения оккупированных земель. Турция так же извлекает выгоды от русско-украинской войны, однако, сокрушительное землетрясение с 50 тыс. погибших показало, что Турция еще не совсем окрепла экономически.

Страны Центральной Азии, бывшие республики СССР при обретении независимости получили в наследство экономическую зависимость от России: добывающую промышленность на российском оборудовании и ориентированную на поставку сырья в Россию; общую с Россией энергетическую систему; коррумпированные пророссийские правительства и снабжение России неквалифицированной рабочей силой. Новые логистические пути сбыта продукции создаются вместе и при финансировании Китая, что приводит к переходу от зависимости от России к зависимости от Китая.

Препятствием в мусульманской дуге Евразии является Иран, который является не только преградой для логистики мусульманских стран, но и своей политикой сделал невозможность мусульманской кооперации. Прошедшие тысячу лет Иран был тюркской державой, последняя тюркская династия Каджаров перестала править здесь только в 1925 голу, и до сих пор север Ирана это зона расселения тюркских народов огузской ветви: азербайджанских тюрок и туркмен. Благодаря действиям вначале объединенного Запада, а теперь России, Иран является преградой для сухопутной логистики тюркских стран, но решить эту проблему можно было налаживанием дружеских отношений с Ираном, стать логистическим хабом было бы выгодно в том числе и Ирану.

Исламский мир Азии являет собой единый исторический регион не раз объединенный вместе под властью одного государства и одной правящей династией. Мусульманские страны Евразии имеют многочисленное (почти 400-миллионное) население, достаточное количество природных ресурсов, морские порты и контроль важных морских проливов, большие армии с современным практическим опытом военных действий, ядерные и ракетные технологии. Но пока не имеют политической воли к объединению и совместному противостоянию историческим соперникам, к тому же занимающим исторические мусульманские земли - России, Китаю и Индии.

Каково геополитическое положение Казахстана в этой мозаике интересов?

Несомненно, что главной проблемой Казахстана является уход от зависимости во всех сферах от Российской Федерации. Казахстан и Россия имеют самую протяженную в мире сухопутную границу и вынуждены быть географическими соседями, иметь экономическое и военное сотрудничество. Но регионы Российской Федерации, граничащие с Казахстаном не являются коренным местом развития русского этноса, на западе Казахстан граничит с бывшими землями Ногайского Улуса, на северо-западе с землями Татаро-Башкортского этноса, на севере и северо-востоке с землями Сибирских татар, на востоке с Алтайскими тюрками. Следовательно, вектор взаимодействия с Центральным Правительством Российской Федерацией в Москве надо постепенно переносить на взаимодействие с региональными правительствами, в первую очередь с Казанью и Уфой, поддерживать их самостоятельность. Возможно не открыто и не прямо, но Казахстану надо начать поддерживать национальные правительства народов Российской Федерации в изгнании. Замковым камнем арочной дуги субъектов Российской Федерации является Идель-Урал, в случае объявления независимости этого региона европейская часть Российской Федерации окажется отрезанной от Сибири и эта империя рухнет. В этом случае Казахстан решит проблему зависимости от Москвы, получив в качестве подушки безопасности перед Россией тюркские государства Идель-Урала.

Российские политологи пугают, что Казахстан, в случае потери «хозяина» в виде России, попадет под еще худшую зависимость от Китая, но так ли крепок коммунистический Китай? Восточный Туркестан отделен от Центрального Китая высокими горами Тибета, единственный путь, где проходит железнодорожная и автомобильная магистрали, лежит между Тибетом и пустыней Гоби и эту артерию легко блокировать малым военными силами. Ментально, культурно, исторически тюркское и мусульманское население Восточного Туркестана связано не с китайцами-ханьцами, а с Центральной Азией: узбеками, казахами и кыргызами. Китайские лагеря «перевоспитания», куда без совершения преступлений, без расследования и без приговоров суда заключаются мусульмане, не решили проблему ассимиляции тюрков с ханьцами, а наоборот озлобили население Восточного Туркестана. В отличии от конца XX века, когда Китай стал партнером США и Европы и куда те перенесли свои производства, в начале XXI века политические отношения Китая с США стали меняться. Производство транснациональные корпорации из Китая постепенно перенесли в Юго-Восточную Азию с более дешевой рабочей силой и с правительствами не обремененными мировыми амбициями. То есть уйгуры могут получить поддержку правительства США, обеспечив вместе с Тайванем «второй фронт» против Китая на западе. Мечтой Казахстана и Кыргызстана стал бы суверенный Уйгурстан, который, как Идель-Урал, мог бы быть буфером между Центральной Азией и Китаем.

Казахстан на фоне гигантов Китая и России кажется лилипутом, желающим отстаивать свои интересы перед Гуливерами, но так ли безнадежно положение Казахстана? В первую очередь надо понять, что Китай и Россия только кажутся едиными, целыми политическими игроками, а на самом деле состоят из множества субъектов - народов, интересы которых противоположны центральному правительству, с иной ментальностью, иной культурой, с иной верой, с иным языком, с иной письменностью, с иной историей, только военной силой связанных с метрополией.

Напротив, Казахстан не одинок, тысячами связей казахи связаны с кыргызами, узбеками, каракалпаками, туркменами и уйгурами - образуя исторически единый регион - Центральную Азию. Не только культура, религия, но и одинаковые политические задачи связывают наши народы, в том числе: освобождение от колониальной зависимости, развитие промышленности, выход на мировые рынки. Кроме всего Центральная Азия - это 70 миллионов потенциальных потребителей с одинаковой ментальностью, дешевой логистикой, а это уже возможность развития экономики. Не Таможенный союз с Россией, который работает только в интересах Москвы для выкачивания дешевых ресурсов и сбыта некачественных российских товаров, а равноправный союз стран Центральной Азии, вот выгода для Казахстана. А дальше на западе есть две тюркские страны, которые уже составили братский альянс - это Турция и Азербайджан. Воплощение в жизнь принципа «две страны - одна нация» позволило Азербайджану решить 30-летнюю проблему Карабаха, который в нарушение международных норм, при помощи России оккупировала Армения.

Кроме тюркских союзников у Казахстана есть и исторические мусульманские союзники. Таким является Афганистан, в XVIII веке афганский эмир без колебаний согласился направить войска в Центральную Азию для газавата с Китаем, в Афганистан ушел Садык (Сыздык) Кенесары-улы после завоевания Российской империй Кокандского и Хорезмского ханств с Бухарским эмиратом, и сам Бухарский эмир эмигрировал в Афганистан, Афганистан был опорой мусульманских повстанцев-басмачей в борьбе с Советской властью. Северный Афганистан является местом расселения тюркских узбекских племен и образует единый культурный регион с Центральной Азией. Сейчас в Афганистане правит запрещенная во всем мире партия Талибан, зарубежные активы Афганистана заморожены, однако Талибан никогда не пришел бы к власти, не имея поддержки большинства населения Афганистана. Хаос в охваченном войной Афганистане и коррумпированность прежнего афганского правительства, поддерживаемого военными силами США, в первую очередь, были выгодны наркоторговцам. При укреплении власти Талибана в 2023 году по оценкам международных экспертов посевы опийного мака в Афганистане сократились на 97%, а мировой центр производства опийных наркотиков переместился из Афганистана в Мьянму. Афганистан вместе с Ираном для стран Центральной Азии это ближайший путь к морским портам, а значит выход на мировые рынки и уже объявлены планы строительства железной дороги из Узбекистана в Пакистан через Афганистан к морским портам. Пророссийская пропаганда неизменно преувеличивает угрозу «исламского экстремизма» именно для изоляции центрально-азиатского региона с юга, тогда единственным логистическим путем для Казахстана будет путь через Россию. Примером может являться пресловутый нефтепровод КТК, который время от времени по настроению российских чиновников закрывается для транспортировки нефти, оставляя Казахстан без доходов.

Пакистан еще один член Исламского содружества и потенциальный союзник Казахстана. Следует заметить, что сам Пакистан тянется к тюркским странам, во время Карабахской войны Пакистан первым предложил помощь Азербайджану, после обретения Казахстаном независимости Пакистан одним из первых пригласил тогдашнего президента Казахстана Назарбаева совершить государственный визит. Пакистан интересен для Казахстана не только, как рынок сбыта товаров и выход на мировой рынок через морские порты, но и как государство, обладающее большим демографическим потенциалом, ведь война в Украине еще раз показала, что одним из важнейших факторов противостояния государств является наличие мобилизационного резерва.

Но, разумеется, главным союзником Казахстана и Центральной Азии является Турция, современный региональный лидер Ближнего Востока, обладающая второй армией НАТО, с развитой промышленностью, а самое главное, что Турция на всех уровнях подчеркивает родственность тюрков Центральной Азии. Турцию не приняло в свои ряды Европейское содружество, тем самым напомнив Турции, что ее главные интересы лежат в Азии.

При наличии таких геополитических союзников Казахстан уже не выглядит карликом в отстаивании своих интересов с Россией и Китаем.

Нурлан Салтаев, специально для TuranToday.com