В Монголии найден мавзолей древнетюркского императора (фото)
29 октября 2011 г.
• 16:45
Казахстанские и монгольские ученые обнаружили в Монголии мавзолей древнетюркского императора, датируемый VII веком. Исключительную ценность находки составляет то, что мавзолей сохранился в первозданном виде и не разрушился во время раскопок.
"Тюркская культура не сильно изменилась за века. Как вы знаете, наши предки устанавливали юрты таким образом, чтобы дверь "смотрела" на юго-восток. Дверь коридора, который ведет к мавзолею, также выходила на юго-восток. Когда мы начали проводить исследования, стало понятно, каким образом древние тюрки 1300 лет назад раскапывали и закапывали заново подземный объект", - сказал журналистам доктор филологических наук, профессор, директор научно-исследовательского центра "Тюркология и алтаистика" при Евразийском национальном университете Каржаубай Сарткожаулы.
По его словам, группа археологов, проводивших раскопки на этой территории состояла из 34 человек. Раскопки здесь проводились в течение двух месяцев. А работы по консервации заняли еще месяц времени.
В мавзолее было найдено свыше 350 экспонатов, среди которых - драгоценные украшения, живопись, предметы быта. Особый интерес ученых вызвали терракотовые фигурки и их расположение в одной из камер мавзолея.
"Когда мы зашли в одно из помещений, то увидели около 90 маленьких скульптур, они стояли в четыре ряда. Они символизировали обряд захоронения. Однако это еще нужно тщательно изучать. Но сама находка свидетельствует о том, что уже в VI-VII веке этот вид искусства существовал у древних тюрков, которые, возможно, стали первыми, кто его использовал", - сказал, в свою очередь, художник-реставратор, основатель научно-реставрационной лаборатории "Остров Крым" Кырым Алтынбеков Алтынбеков.
А по словам Сарткожаулы, сооружение и снаряжение подземного мавзолея Майхан-уула в Центральной Монголии характерно только для местных тюркских народов, к нему не имеют никакого отношения китайские и согдийские мастера. Об этом говорит особенность чертежей, скульптур, рисунков, узоров и украшений мастеров.
"Китайские настенные рисунки сохранились только в городах, расположенных к западу от Дун-Хуанна. Рисунки Западного Китая относятся к IX-XIII векам нашей эры. А мавзолей Майхан-уула установлен в VII веке, поэтому настенные рисунки - наследие Великой степи. Конечно же, влияние китайской, восточной культуры не исключается и, я бы даже сказал, неизбежно. Но историко-культурные ценности, найденные в подземном мавзолее, принадлежат нам и являются национальным, культурным достоянием всего тюркского мира", - отмечает ученый.
Как сообщается, обнаруженным мавзолеем сразу же заинтересовались зарубежные ученые, в том числе из Германии, Китая и США. Они уже посетили территорию, где был найден мавзолей тюркского императора.
"Тюркская культура не сильно изменилась за века. Как вы знаете, наши предки устанавливали юрты таким образом, чтобы дверь "смотрела" на юго-восток. Дверь коридора, который ведет к мавзолею, также выходила на юго-восток. Когда мы начали проводить исследования, стало понятно, каким образом древние тюрки 1300 лет назад раскапывали и закапывали заново подземный объект", - сказал журналистам доктор филологических наук, профессор, директор научно-исследовательского центра "Тюркология и алтаистика" при Евразийском национальном университете Каржаубай Сарткожаулы.
По его словам, группа археологов, проводивших раскопки на этой территории состояла из 34 человек. Раскопки здесь проводились в течение двух месяцев. А работы по консервации заняли еще месяц времени.
В мавзолее было найдено свыше 350 экспонатов, среди которых - драгоценные украшения, живопись, предметы быта. Особый интерес ученых вызвали терракотовые фигурки и их расположение в одной из камер мавзолея.
"Когда мы зашли в одно из помещений, то увидели около 90 маленьких скульптур, они стояли в четыре ряда. Они символизировали обряд захоронения. Однако это еще нужно тщательно изучать. Но сама находка свидетельствует о том, что уже в VI-VII веке этот вид искусства существовал у древних тюрков, которые, возможно, стали первыми, кто его использовал", - сказал, в свою очередь, художник-реставратор, основатель научно-реставрационной лаборатории "Остров Крым" Кырым Алтынбеков Алтынбеков.
А по словам Сарткожаулы, сооружение и снаряжение подземного мавзолея Майхан-уула в Центральной Монголии характерно только для местных тюркских народов, к нему не имеют никакого отношения китайские и согдийские мастера. Об этом говорит особенность чертежей, скульптур, рисунков, узоров и украшений мастеров.
"Китайские настенные рисунки сохранились только в городах, расположенных к западу от Дун-Хуанна. Рисунки Западного Китая относятся к IX-XIII векам нашей эры. А мавзолей Майхан-уула установлен в VII веке, поэтому настенные рисунки - наследие Великой степи. Конечно же, влияние китайской, восточной культуры не исключается и, я бы даже сказал, неизбежно. Но историко-культурные ценности, найденные в подземном мавзолее, принадлежат нам и являются национальным, культурным достоянием всего тюркского мира", - отмечает ученый.
Как сообщается, обнаруженным мавзолеем сразу же заинтересовались зарубежные ученые, в том числе из Германии, Китая и США. Они уже посетили территорию, где был найден мавзолей тюркского императора.