Восстановление прав крымских татар: Украина все еще не готова?
5 января 2015 г.
• 16:03
В конце прошлого года политические и общественные деятели, ученые публично обсудили состояние крымскотатарского вопроса на конференции «Украинский путь в обеспечении прав крымскотатарского народа как коренного народа Украины».
По итогам конференции, проходившей в Киево-Могилянской академии, оказалось, что в этом вопросе у украинской стороны, почти что после года оккупации полуострова, нет не только существенных достижений, но и единого понимания что делать дальше.
Об этом на страницах издания "Крым.Реалии" пишет координатор Крымского института стратегических исследований Арсен Жумадилов.
По его словам, конференция все же позволила обнаружить три наиболее важные проблемы, которые до сих пор мешают поставить точку в 23-летней истории борьбы крымских татар за свои права.
Речь идет о замалчивании сути крымскотатарского вопроса в Украине, надежде Киева на бессрочную лояльность крымских татар и, одновременно с этим, наличии до сих пор фобий в отношении крымскотатарского народа.
"Многие из украинцев слышали о том, что крымские татары выступают за создание в Крыму национально-территориальной автономии. Действительно, такое требование существует. Но на самом деле, до сих пор отсутствует четкое понимание того, какой именно вариант "национально-территориальной автономии" должен быть реализован. Такое понимание отсутствует, как в украинском обществе, так и у самих крымских татар. Консенсуса или, по крайней мере, научной и общественно-политической дискуссии по этому поводу нет до сих пор", - пишет Жумадилов.
По его словам, крымские татары давно заслужили славу "настоящих украинцев Крыма".
"События февраля-марта 2014 года, в разгар оккупации, подтвердили это реноме. Массовые митинги крымскотатарского народа, создание сети собственной проукраинской самообороны и, в конце концов, последний флаг Украины, вывешенный над штаб-квартирой Меджлиса крымскотатарского народа в Симферополе - все это, в сочетании с бесспорной харизмой лидеров Мустафы Джемилева и Рефата Чубарова, предоставляет крымским татарам огромный политический капитал перед Киевом", - считает Жумадилов.
По его словам, крымские татары в свою очередь требуют решения своих вопросов от "обновленного" украинского государства.
"Отношение руководства Украины к крымскотатарскому народу трудно уложить в какую-то единую систему. Все последние десятилетия, скорее всего, имела место ситуативная логика. Часто имели место электоральные манипуляции, иногда – стремление избежать эскалации конфликта, порой – попытки выглядеть прилично перед международными организациями и правозащитниками. Если перевести на человеческий язык, императив украинской власти к крымским татарам сводился к требованию: "голосуйте правильно", "не буяньте" и, конечно же, "не скиглить". Этот императив изменился после оккупации Крыма в феврале-марте 2014 года. Он стал более жестким и безапелляционным. Киев претендует на сознательную бессрочную лояльность крымских татар на полуострове. Он также претендует на безусловную и безоговорочную поддержку своего курса со стороны лидеров Меджлиса", - пишет эксперт.
По его словам, взаимные ожидания со склонностью к взаимным обидам существенно затрудняют восприятие даже правильных шагов со стороны той или иной стороны.
Что же касается фобий в отношении крымских татар, Жумадилов считает, что этим "страдали" как прежние власти полуострова под руководством Могилева, так и нынешние, никем не признанные во главе с Аксеновым и Константиновым, а также целый ряд известных на полуострове ученых: Габриелян, Филатов, Никифоров, Киселев и другие.
По словам эксперта, до оккупации Крыма Россией проявление фобий в отношении крымских татар было куда более явным, а сегодня открыто выступать против обеспечения прав крымскотатарского народа в Украине "не вполне политкорректно".
"Посему украинские крымофобы "заговоривают" крымскотатарский вопрос, создают ворохи бюрократических проблем и просто задвигают этот вопрос в конец сегодняшней повестки дня. По сути, они такие же "могилевы" с "габриелянами", которые глубинно не воспринимают специфику потребностей и проблем коренного народа Украины. Это можно охарактеризовать как обычный узколобый национализм, который не имеет совершенно никакого отношения к современным подходам государственного строительства", - считает Жумадилов.
По его словам, сегодня наступило время для того, чтобы говорить не только о форме, но и содержании национально-территориальной автономии крымских татар.
"Пришло время для откровенной и профессиональной дискуссии, которая была начата на упомянутой конференции в Киево-Могилянской академии. В основе этого диалога вместо утилитарного мышления по принципу "ты – мне, я – тебе", должно лежать понятие "МЫ" – искреннее намерение строить совместное будущее в независимом украинском государстве", - отметил Жумадилов.
По его словам, пришло время для осознания того, что крымские татары "со всеми их культурными различиями были, есть и будут коренным народом Крыма, а следовательно и коренным народом Украины. И если украинское государство и украинское общество намерены вернуть полуостров, самое время заглянуть в глубь себя", чтобы избавиться от прежних фобий в отношении крымских татар.
По итогам конференции, проходившей в Киево-Могилянской академии, оказалось, что в этом вопросе у украинской стороны, почти что после года оккупации полуострова, нет не только существенных достижений, но и единого понимания что делать дальше.
Об этом на страницах издания "Крым.Реалии" пишет координатор Крымского института стратегических исследований Арсен Жумадилов.
По его словам, конференция все же позволила обнаружить три наиболее важные проблемы, которые до сих пор мешают поставить точку в 23-летней истории борьбы крымских татар за свои права.
Речь идет о замалчивании сути крымскотатарского вопроса в Украине, надежде Киева на бессрочную лояльность крымских татар и, одновременно с этим, наличии до сих пор фобий в отношении крымскотатарского народа.
"Многие из украинцев слышали о том, что крымские татары выступают за создание в Крыму национально-территориальной автономии. Действительно, такое требование существует. Но на самом деле, до сих пор отсутствует четкое понимание того, какой именно вариант "национально-территориальной автономии" должен быть реализован. Такое понимание отсутствует, как в украинском обществе, так и у самих крымских татар. Консенсуса или, по крайней мере, научной и общественно-политической дискуссии по этому поводу нет до сих пор", - пишет Жумадилов.
По его словам, крымские татары давно заслужили славу "настоящих украинцев Крыма".
"События февраля-марта 2014 года, в разгар оккупации, подтвердили это реноме. Массовые митинги крымскотатарского народа, создание сети собственной проукраинской самообороны и, в конце концов, последний флаг Украины, вывешенный над штаб-квартирой Меджлиса крымскотатарского народа в Симферополе - все это, в сочетании с бесспорной харизмой лидеров Мустафы Джемилева и Рефата Чубарова, предоставляет крымским татарам огромный политический капитал перед Киевом", - считает Жумадилов.
По его словам, крымские татары в свою очередь требуют решения своих вопросов от "обновленного" украинского государства.
"Отношение руководства Украины к крымскотатарскому народу трудно уложить в какую-то единую систему. Все последние десятилетия, скорее всего, имела место ситуативная логика. Часто имели место электоральные манипуляции, иногда – стремление избежать эскалации конфликта, порой – попытки выглядеть прилично перед международными организациями и правозащитниками. Если перевести на человеческий язык, императив украинской власти к крымским татарам сводился к требованию: "голосуйте правильно", "не буяньте" и, конечно же, "не скиглить". Этот императив изменился после оккупации Крыма в феврале-марте 2014 года. Он стал более жестким и безапелляционным. Киев претендует на сознательную бессрочную лояльность крымских татар на полуострове. Он также претендует на безусловную и безоговорочную поддержку своего курса со стороны лидеров Меджлиса", - пишет эксперт.
По его словам, взаимные ожидания со склонностью к взаимным обидам существенно затрудняют восприятие даже правильных шагов со стороны той или иной стороны.
Что же касается фобий в отношении крымских татар, Жумадилов считает, что этим "страдали" как прежние власти полуострова под руководством Могилева, так и нынешние, никем не признанные во главе с Аксеновым и Константиновым, а также целый ряд известных на полуострове ученых: Габриелян, Филатов, Никифоров, Киселев и другие.
По словам эксперта, до оккупации Крыма Россией проявление фобий в отношении крымских татар было куда более явным, а сегодня открыто выступать против обеспечения прав крымскотатарского народа в Украине "не вполне политкорректно".
"Посему украинские крымофобы "заговоривают" крымскотатарский вопрос, создают ворохи бюрократических проблем и просто задвигают этот вопрос в конец сегодняшней повестки дня. По сути, они такие же "могилевы" с "габриелянами", которые глубинно не воспринимают специфику потребностей и проблем коренного народа Украины. Это можно охарактеризовать как обычный узколобый национализм, который не имеет совершенно никакого отношения к современным подходам государственного строительства", - считает Жумадилов.
По его словам, сегодня наступило время для того, чтобы говорить не только о форме, но и содержании национально-территориальной автономии крымских татар.
"Пришло время для откровенной и профессиональной дискуссии, которая была начата на упомянутой конференции в Киево-Могилянской академии. В основе этого диалога вместо утилитарного мышления по принципу "ты – мне, я – тебе", должно лежать понятие "МЫ" – искреннее намерение строить совместное будущее в независимом украинском государстве", - отметил Жумадилов.
По его словам, пришло время для осознания того, что крымские татары "со всеми их культурными различиями были, есть и будут коренным народом Крыма, а следовательно и коренным народом Украины. И если украинское государство и украинское общество намерены вернуть полуостров, самое время заглянуть в глубь себя", чтобы избавиться от прежних фобий в отношении крымских татар.