Как Россия в XVII-XVIII веках разграбила наследие коренных народов покоренной Сибири

7 февраля 2021 г. • 18:19
Многие наверняка слышали фразы, общий смысл которых можно расшифровать как "Россия принесла цивилизацию диким народам" (Сибири, Урала, Кавказа, Средней Азии, Дальнего Востока - подставьте нужное). Просто идеальная формула для оправдания захватнических устремлений. Но как быть, если цивилизация, вполне себе богатая и уникальная, существовала в обозначенных землях задолго до появления всякого рода колонизаторов? Да всё просто - надо сначала разграбить материальные ценности этих мест, - заодно и казну государеву можно пополнить.

Представляем ниже интересные моменты из интервью археолога Андрея Бородовского, опубликованного в журнале "Неизвестная Сибирь" (№14, 2016 год), где тот по сути рассказывает историю разграбления пришлыми инородцами материального наследия коренных, в том числе тюрко-татарских народов Сибири.

- Хотите верьте, хотите нет, но триста лет назад кладоискательство считалось одним из главных промыслов сибиряков. Целые поселения за счет него жили, и жили неплохо. Сами кладоискатели называли себя бугровщиками, а свое занятие - бугрованием. От слова "бугор". Потому что искать спрятанные сокровища приходилось в буграх - древних курганах, оставшихся в сибирских степях со времен населявших когда-то эти места народов.

На огромных пространствах от Иртыша до Енисея стояли тысячи таких курганов-могильников, полных золота и серебра. Русские называли их чудскими могилами. Якобы жил когда-то в этих местах мифический народ - чудь белоглазая, но, испугавшись прихода русских, ушел в подземные пещеры, завалив все входы, и оставив сверху только бугры-курганы. Так гласит легенда.

Любопытно, что практически все "чудские могилы" вплоть до ХVII века простояли в целости и сохранности, никто их не грабил и не разорял. Возможно, традиции местного населения не позволяли, а может быть, просто технически это было сложно сделать.

- Что же здесь такого сложного? Бери да копай.

- А вот представьте себе: холм высотой от трех до шести метров, под ним могильная яма - это еще метра два. Получается, надо прорыть лаз глубиной восемь метров, плюс организовать вывоз грунта - чувствуете, какой объем работы?

Бугрование триста лет назад - это действительно был настоящий, хорошо организованный промысел. Копать уходили целыми отрядами, человек по пятьсот, ранней весной, по последнему санному следу, потом делились на более мелкие артели, разбредались по степи и возвращались с добычей только к осени. В случае удачи, разрыв какой-нибудь особо богатый курган, крестьянин мог запросто купить мельницу и обеспечить себя до самой старости. О жителях Чаусского острога, к примеру, шла слава, что у них все население живет бугрованием. Судя по всему, в те времена в нашей лесостепной зоне это было выгоднее, чем заниматься земледелием.

- То есть растить хлеб невыгодно, а разорять могилы...

- Выходит, что так. Но, правда, и более рискованно. Самые большие и богатые курганы располагались на юге, в Кулундинской степи. И там не раз случались кровопролитные стычки с джунгарами, которые претендовали на эти земли.

А по поводу "разорения могил"... Не надо забывать, что на первых порах для наших поселенцев все это "историческое наследие" было чужое, относящееся совершенно к другой реальности. Это примерно то же самое, что для современных людей стоянка какого-нибудь неандертальца. Потому и моральные запреты на эти захоронения не распространялись.

Единственное, что могло остановить, - мистический страх. Вы думаете, каково им было раскапывать "чудские могилы"? Спускаться в мир мертвых и добывать там сокровища для мира живых? Недаром долгие годы ходила молва про проклятие могильного золота - будто бы каждого, кто коснется его, будь он хоть крестьянин, хоть купец, хоть воевода, ждет беда. Любой несчастный случай, болезнь или гибель списывались на это "проклятие". И тем не менее люди шли на риск.

- Всему виной золото курганов? Что можно было там найти?

- Да, конечно, золото... Но не тонкие, штампованные изделия, а предметы из полновесного, цельнолитого металла, часто с полудрагоценными вставками. Например, порой там можно было найти золотую бляху размером с добрую мужскую ладонь. В захоронениях встречались самые разные вещи - амулеты, пояса, украшения, конская сбруя. Вся разница заключалась лишь в том, кто раньше был их хозяином. Ведь вещи демонстрировали статус своего владельца, это были социальные маркеры того времени - как человек одет и на чем он ездит. Собственно, так же, как и теперь.

- Но ведь нашим находкам далеко до скифского золота?

- А вот тут я с вами совершенно не согласен. Дело в том, что скифское золото вышло из рук античных мастеров. Оно и скифским-то называется, в общем, условно. Это античное золото, сделанное, говоря современным языком, по заказу скифских "олигархов". А сибирское золото полностью оригинальное - и мастера были местные, и образы, которые они создавали, рождались в этой культуре, на этой земле.

- А когда в России узнали о существовании сибирского золота?

- Я вам даже дату точную могу назвать - 1670 год, когда из Сибирского приказа царю Алексею Михайловичу была отправлена отписка о том, что "русские люди в татарских могилах выкапывают золотые и серебряные всякие вещи и посуду".

- И какое впечатление эта сибирская грамота произвела на нашего царя?

- Трудно сказать. Похоже, что никакого. По крайней мере, в документальных источниках сведений об этом не сохранилось. А вот Петр I принял аналогичное известие близко к сердцу. Правда, случилось это спустя почти тридцать лет, и не в России, а... в Голландии.

Николас Витзен, голландский дипломат, юрист и купец, несколько лет провел у нас в стране и довольно близко сошелся с Петром I. Как и многих других иностранцев, его очень интересовали земли, лежащие к востоку от Урала. А Россия чужих в те времена туда не пускала.

Тем не менее Витзену удалось собрать через своих агентов неплохую коллекцию сибирского золота. И позже, уже в Амстердаме, он показал ее российскому царю. Мол, смотрите, государь, что водится в ваших собственных владениях, - все это добыто не где-нибудь в Гишпании, а на бескрайних сибирских просторах. Петр загорелся: надо же, у нас есть достояние, которое знают и ценят на Западе, а мы о нем даже малейшего представления не имеем!

Здесь надо понимать тогдашнюю мировую конъюнктуру. На дворе ХVII век, весь мир охвачен золотой лихорадкой. Испания, Англия, другие европейские страны - все включились в борьбу за драгоценный металл. И тут выясняется, что Россия является обладательницей собственного ресурса, пусть не такого мощного, как золото инков, но все же. Для Петра, как вы понимаете, это обстоятельство было очень важным.

На востоке Казахстана найден золотой клад правителя сакской эпохи (фото)

Между прочим, коллекция Николаса Витзена не сохранилась. Голландцы ее, что называется, профукали. А вот Сибирскую коллекцию царя Петра - двести сорок уникальных предметов, шестьдесят фунтов чистого золота - и сегодня можно увидеть в Эрмитаже.

- Получается, что собирать эту коллекцию Петр начал сразу после возвращения из Голландии?

- Ну, вообще-то, после Голландии царю было не до того. Его ждали более важные дела - началась Северная война. Но о сибирском золоте он не забыл. Точнее, ему вскорости об этом напомнили.

На рождение царевича Петра Петровича уральский промышленник Акинфий Демидов сделал знаменательный подарок. В то время было принято дарить новорожденному "на зубок" серебряную ложечку. Демидов же преподнес не какую-то там ложку, а целое собрание золотых вещей из курганного золота. Мужик он был хитрый и знал, чем потрафить своему государю.

Собственно, его подарок и лег в основу будущей Сибирской коллекции. И уже после этого Петр дал поручение тогдашнему сибирскому губернатору Матвею Гагарину искать по всей Сибири и скупать для царской казны лучшие образцы древнего золота. Гагарин взялся за дело усердно и действительно собрал Петру более двухсот "куриозов" - диковин. Но бес, как говорится, губернатора попутал, и немалая часть собранного им золота осела в его же собственных сундуках.

- Насколько известно, губернатор Гагарин позже был казнен, цесаревич, получивший подарок, умер во младенчестве... Проклятие сибирского золота?

- Многие так и говорили. Но вот смотрите: у промышленника Демидова, собравшего коллекцию для подарка цесаревичу, все было в жизни прекрасно. Видимо, "проклятие" действовало как-то избирательно.

Между прочим, именно Демидовы потом начали разрабатывать на Алтае чудские копи - первые в России серебряные рудники. И превратили их в огромное по тем временам производство. Благодаря этому Россия уже к 1725 году перестала зависеть от западных поставок серебра. И курганные находки сыграли здесь важную роль.

- А разве между этими фактами существует какая-то связь?

- Ну это ведь очевидно. Если имеем в таком количестве золотые и серебряные изделия, значит, где-то поблизости находятся и залежи драгметаллов. Еще Геродот писал о Рифейских горах, где живут "стерегущие золото грифы".

Получается, что уже во времена античности было известно о существовании у нас богатых золотых россыпей. Правда, к тому времени, как на чудские копи пришли Демидовы, весь самородный металл был уже выбран. А вот серебра еще хватало.

- А как дело обстояло тогда с курганами? Что дали поиски ученых?

- А курганы к этому времени были практически опустошены. Могильного золота хватило почти на целый век бугрования, но всему однажды приходит конец. Когда в 1718 году в Сибирь приехал немецкий ученый Даниэль Мессершмидт, специально приглашенный Петром, чтобы провести здесь археологические раскопки, он не сумел найти ни одной сколько-нибудь ценной вещицы. Позже и историк Герхард Миллер, участник Великой Северной экспедиции, отмечал, что все "бугры" полностью разграблены и на промысел больше никто не ходит.

К началу XIХ столетия сибирское золото превратилось в легенду...