RU EN TR UA

Татаро-башкирский вопрос: взгляд через историю

27 сентября 2011 г. • 20:06
Самое главное, из "болота" не выбраться в одиночку: сначала засосет одного, а затем другого. И нам реально угрожает трясина денационализации и связанный с ней отрыв от языка, обычаев и традиций предков...

I. Башкиры


Энциклопедические словари советского периода дружно отмечают покорение башкирского народа в XIII веке татаро-монголами с последующим расчленением его с XV века между Казанским, Сибирским ханствами и Ногайской ордой. Указывают подчиненные территории: Западная, Зауральская и Южная Башкирии. При элементарном назначении политической географии региона того периода авторы подобных справок упорно навязывают неискушенному читателю мысль о существовании, якобы, некой государственности и едином башкирском этносе.

В действительности же в период с IX по XV вв. предуралье, Южный Урал и Зауралье -зона кочевого хозяйства десятков тюрко-язычных племен, которые носили различные имена. И среди них наиболее сильными и политически активными были "башкорды", чье имя настолько стало популярным в степи, что проникло далеко в "Дешт и Кыпчак". Так, летописи отмечают на границе с Киевской Русью проживание 20 тыс. половецкой орды, во главе которой в 1159 г. стоял хан башкорд (ПСРЛ, 2, с. 501). Что же касается государственности башкир и их этнической общности, то это явление более позднее...

Но вернемся к нашим энциклопедиям, декларируемое ими добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству в 1552 г. естественно не восстанавливало суверенитета башкирских племен над их землями, т. к. верховным собственником их автоматически становилось русское правительство. И надо отдать должное, оно проявило известную гибкость. На первых порах сосуществования правительство не только "передало" башкирским общинам реально занимаемые ими территории (кавычки означают, что передача не была оформлена какими-либо нормативными актами), но и позволило башкирам "без меры" занять обширные пространства, оставленные ногайцами. Ногайские мурзы-землевладельцы, не пожелав покориться русскому царю, откочевали вместе с народом в Каспию.

Р. Кузеев пишет: "Согласно жалованной грамоте, полученной юрматинцами от царя Ивана Грозного, это племя стало владеть обширной территорией по р.Ашкадар, ранее занимаемой ногайцами. За полученную по жалованной грамоте вотчину юрматинцы должны были платить ясак" (Очерки исторической этнографии. 4.1. Уфа, 1957, с. 133).

Но говорить, что присоединение проходило мирно, было бы по меньшей мере наивно. Известный русский историк Н. М. Карамзин отмечает: "Деятельные и богатые Строгановы... в 1572 году смирили бунт черемис, остяков, башкирцев, одержав славную победу над их соединенными толпами и снова взяв с них присягу в верности государю" (Из "Истории государства Российского"). В результате "освоения" новых земель в ХVI-ХVIII вв. Строгановыми (а с конца XVI в. - Демидовыми (в Приуралье и Западной Сибири восточные территории были отторгнуты у башкир навсегда. Надо полагать, покоряли Сибирь не для того, чтобы вернуть им, башкирам, Зауралье и горные области Среднего и Южного Урала (17 января 1934 г. они вошли в состав Свердловской и Челябинской областей РСФСР). Но и это не все! Характерная страница "освободительной миссии" Русского государства связана с отторжением башкирских земель в степной области Южного Урала (нынешняя Оренбургская обл.) И огромную работу здесь провела т.н: "оренбургская экспедиция" во главе с ученым И. К. Кирилловым.

В Башкирию экспедиция прибыла с большим регулярным войском. Была поставлена задача - основать на р. Обь г. Оренбург, построить вдоль рек Самара, Сакмара, по среднему и верхнему Яику ряд крепостных сооружений. Поняв намерения русского правительства, местное население подняло восстание. Жестоко подавляя вооруженное выступления башкир, Оренбургская экспедиция с 1735 по 1745 гг. построила 28 крепостей и 36 редутов. У коренных жителей отчуждались земли вокруг этих укреплений "по 50 верст и более".

Восстание продолжалось с 1735 по 1741 гг. и захватило широкие территории с многонациональным населением. Старинная рукопись "О восстании башкир под руководством Акая сына Кусюма" это отмечает так: "Казанцы, черемисы, мордовские и уржумские народы, не перенося угнетения русских скрылись и спаслись от них. Все они в книгах записывались башкирами... И теперь среди башкир их очень много, но ввиду того, что они называют себя башкирами, их трудно узнать. Картины, расправы с восставшими леденят кровь своей жестокостью. Стариков убивали, как собак, камнями и деревом, грудных детей разрубали саблями, беременным женщинам распарывали животы, молодых людей просто убивали. Тела их клевали вороны и ели лисицы", пишет автор. Многие из башкир, прорвавшись через Оренбургские укрепления, ушли в Киргизские степи (из перевода по списку 1869 г. Нурмухамеда сына Мухамеджана из дер. Щангальчи).

До революции выходит в свет монография В. Витевского "И. И. Неплюев и Оренбургский край в прежнем его составе до 1758 г.", в которой высказывается мысль, что Башкирия до прибытия сюда Оренбургской экспедиции как бы еще не являлась составной частью Российского государства, а представляла непокорный "дикий" край. Благодаря деятельности первого его губернатора И. И. Неплюева он был подчинен России окончательно. Автор считает, что с этого момента были созданы условия для успешной колонизации территории Башкирии. Еще определеннее высказывается американский историк А. Донелли. Он считает период с 1552 по 1740 год временем завоевания Башкирии.

Однако борьба за независимость башкир и их соседей - татар, черемис, вотяков и чуваш - не прекращается. Вспомним хотя бы их совместное выступление в 1755 году под руководством татарина Абдулы, сына Гали Алиева по кличке Батырша. Характерно обращение Батырши к мусульманам Казанского, Симбирского и Свияжского уездов: "им, неверным россиянам... города и заводы строить воли не давать, и в других службах им не приходиться. Но покоренным народам при всей решимости добиться независимости не доставало согласованности. В ходе восстания 1755 г. губернатору Неплюеву удалось таки рассорить башкир и киргиз. По его собственным словам: "сие происшествие положило таковую вражду между теми народами, что Россия навсегда от согласия их может быть безопасна". К сказанному добавим, что ряд правительственных указов (вплоть до затруднения браков между башкирами и татарами) имел одну цель - разъединить народы Волжско-Уральского региона и тем закрепить их в беспомощном рабстве навсегда.

Но могла ли быть вечной империя, подмявшая под себя сотни народов? 1-я мировая война и революционная ситуация 1917 г. приводят колониальную Россию на грань развала. В обстановке общих демократических преобразований страны в г. Уфе 20-го ноября начинает работу орган мусульман Волжско-Уральского региона "Миллет меджлисе". Председатель Национального собрания Садри Максудов открывает первое его заседание следующими словами: "Вот сегодня северные тюрко-татары объявляют миру о своем существовании... Мы вместо построенного на гнилой основе государства должны создать государство на уровне цивилизации XX века".

Нас не должно удивлять или шокировать именование мусульманских народов Волго-Урала "тюрко-татарами". Это скорее всего дань уважения к древнейшей тюркской традиции, когда тот или иной союз родственных племен назывался по имени самого авторитетного народа. Интересно, что тюркская история дает нам немало примеров именования народа и именем своих вождей. Таковы, к примеру, ногайцы и узбеки... Однако это не исключало суверенитета каждого из народов: распад союзов гуннов, хазар печенегов и др., как правило, приводил к возврату к своим первоначальным этнонимам составляющие их народы. В сущности к подобным "союзным" народам относятся татары и башкиры. Так, в состав, последнего еще в XVIII - XIX вв. входило около 40 родоплеменных подразделений, созданных не всегда по кровнородственным признакам.

II. Миллет Меджлисе


После тщательной проработки вопросов национально-государственного устройства и последовавшего за ней согласия всех народов региона, Миллет меджлисе объявляет о создании штата Идель-Урал и избирает из своего состава "Милли идара". (Национальное управление) в составе 3-х министерств - духовного, просвещения и финансов и 2-х комитетов - военного и иностранных дел. Решение о провозглашении штата было опубликовано 9-го января 1918 г. в газете "Тормыш". Вот его текст.

"Национальное собрание мусульман тюрко-татар внутренней России вынесло следующее постановление, об Урало-Волжском штате и его взаимоотношениях с другими областями соединенных республик России:

1. Создание Волжско-Уральского штата должно быть обеспечено.

2. В состав штата входят Казанская, Уфимская и Оренбургская губернии полностью; те части Симбирской губернии, где проживают марийцы и чуваши.

3. Все народы равноправны. Форма управления - республиканская, эта республика вместе с другими должна составлять "Соединенные республики России".

4. Почта, телеграф все железные дороги, водные пути, меры весов, денежная система должны находиться в распоряжении центрального правительства".


Как видим, требования вполне разумные, нам остается добавить, что тюрки региона того периода составляли более 50 %, а вместе с другими нерусскими народами - 82 %.

Для претворения Урало-Волжских штатов (УВШ) в жизнь создается специальная Коллегия (КУВШ). И вот начинается чехарда, которая всецело лежит на совести революционных демократов большевистского толка. По их настоянию КУВШ была "интернационализирована" : в ее состав включаются 5 представителей от русского населения, 2 - от чуваш, 1 - от марийцев, 2 - от Казани, 2 - от Уфы, 1 - от Оренбурга, 16 января Коллегия переезжает в Казань для подготовки документов по штату на утверждение Учредительным собранием в Петербург. На первом же заседании в Казани председатель Коллегии Г. Шараф требует внести изменения в Положение о УВШ: 1. Урало-Волжский штат рассматривать как федеративную автономную часть РСФСР. 2. Парламентско-демократические (буржуазные) основы выборов органов власти заменить советской системой... 3. Советы рабочих и солдатских депутатов должны быть избраны пропорционально составу соответствующей территории.

После принятия большинством голосов этого "уточненного" (в духе установленного в стране режима) Положения члены Коллегии Г. Губайдуллин и Н. Халфин в знак протеста выходят из его состава. Миллет меджлисе опубликовал в печати решительный протест против самовольного решения Коллегии. Но что можно было поделать со слепорожденной советской демократией (читай, "диктатурой пролетариата"), свято верившей в "классовую пролетарскую солидарность" и "интернациональную дружбу" в стране, насквозь пропитанной российским единодержавием. Тем более, что разгром большевиками Учредительного собрания 18 января по существу не оставлял никаких надежд нерусским народам на полнокровное национальное устройство, хотя борьба за него не утихала еще долго.

Далее следует 2-й съезд Всероссийского мусульманского военного совета (Харби шуро) в Казани, на котором от имени 57 тыс. солдат-мусульман приносится клятва верности Миллет меджлисе, и арест руководителей совета в ночь на 28 февраля; восстание татарского населения за Булаком и подавление "Забулачной республики". Дело национального строительства берет на себя Центральное правительство. В то время, когда казанские красногвардейцы, отряд военных моряков (прибыли в Казань по требованию М. Вахитова) и ваисовцы расправляются с "Забулачкой", в Москве с 8 по 28 февраля от лица Конференции мусульманских народов муссируется 1-ый вариант Татаро-Башкирской республики, 22 марта 1918 г. появляется 2-й вариант ТБСР, разработанный Наркомнац по заданию Совета народных Комиссаров. Эта республика предлагается в границах Уфимской губернии, башкирской части Оренбургской губернии (за исключением чувашско-черемисской части) и прилегающих частей Пермской, Вятской, Симбирской и Самарской губерний.

Было ли это тактичной уступкой Советского правительства,- трудно сказать. Одно ясно, большевики выиграли время для передышки и вскоре повели дальнейшее наступление на "буржуазных националистов". Декретом от 24 марта (за подписями Сталина и Вахитова) ликвидировано Харби шуро, а в апреле упразднены Милли шуро с конфискацией имущества, 1 мая запрещена деятельность Милли идара и всех связанных с ним учреждений, конфискован Милли фонд. Далее грустная, полная драматизма дорога, свертывания и самой идеи ТБСР, расправа в конце 1919 г. с Султан-Галиевым и его сторонниками - последними могиканами Татаро-Башкирской республики. Нет нужды говорить сейчас о том, что получили взамен народы Поволжья и Урала - это не весело. Но жизнь продолжается, а ошибки прошлого и опыт борьбы предков - наш урок на будущее.

III. Малая Башкирия


Несколько слов о бывшей Уфимской Губернии. Известно, что декретом ВЦИК от 20 марта 1919 г. была "узаконена" т. н. "Малая Башкирия", созданная Заки Валиди с товарищами в конце 1918 г. Так рождается государство - Автономная Башкирская ССР. Но как же быть с декретом от 22 марта 1918 г. о Татаро-Башкирской Советской республике? Ведь он тоже утвержден Центральным правительством да еще одобрен 2-ым Съездом Коммунистических организаций Народов Востока (КОНВ) созванном в ноябре-декабре 1919 г. в Москве! Оказывается, никак. Декрет этот отменяется 13 декабря 1919 г. Политбюро ЦК РКП (б)! Кстати, то же Политбюро 26 января 1920 г. одобрило организацию Татарской республики, а правительственная комиссия так скроила ее границы, что 4/5 татар оказались за их пределами.

Бирский и Белебеевский уезды Уфимской губернии со значительным татарским населением неоднократно обращались к Центральному правительству с просьбой о присоединении их к ТАССР. Однако, Уфимский Губком РКП, (б), исходя из "гениальной" ленинской мысли, что "национальный состав населения - один из важнейших экономических факторов, но не единственный и не важнейший среди других... отрывать города от экономически тяготеющих к ним сел и округов из-за "национального" момента нелепо и невозможно", 1 сентября 1920 г. принимает решение о нецелесообразности присоединения к ТАССР этих уездов.

И вот после многочисленных хитроумных комбинаций Москва решает, якобы, приобщить башкирский народ к промышленному развитию и декретом ВЦИК от 14 июня 1922 г. ("О расширении границ АБССР") присоединяет к "Малой Башкирии" три уезда Уфимской губернии: Белебеевский, Бирский и Уфимский с подавляющим татарским и русским населением. Интересно в этой связи высказывание американского историка С. Зеньковского, считавшего, что декрет от 1922 г. нанес заключительный удар по надеждам башкир на подлинную национальную автономию", т. к. присоединением к АБССР территорий с татарским и русским населением "башкирское влияние в "Большой Башкирии" уменьшилось до нуля". Отметим, что по данным переписи 1927 г. башкиры едва составляли 25 % ее населения. Одним словом, волевым актом центра башкиры стали нацменьшинством в БАССР. И как тут не вспомнить выступление 3. Валиди на заседании Миллет меджлисе в г. Уфе 6 января 1918 г. Обвинив татарскую интеллигенцию в метаниях "между территориальной и культурно-национальной автономией". Валиди объясняет это тем, что Казань от нас (башкир) отделена крепостями русских деревень" и что многие земли мусульман заняты русскими. Далее, подчеркнув "территориальную автономию" как собственность и суверенитет над землей", что в Башкирию не будут допускаться русские переселенцы. - он заявил о твердом намерении создать пусть маленькую, но свою автономию". И он действительно ее создал, но после торпедирования Урало-Волжских штатов большевиками и последующей "советской автономизацией" народов Поволжья и Урала. Решительное выступление 3. Валиди на Миллет меджлисе способствовало решению о создании Урало-Волжского штата, составные части которого должны были стать суверенными. Башкиры (наряду с чувашами, марийцами и удмуртами) изъявили согласие на вхождение в это государство.

Но история - "мамаша" не только суровая, но и взбалмошная. По воле всесильного Центра в 1922 г. между братскими народами - татарами и башкирами пролегла полоса отчуждения. И причины здесь нужно искать не в национальных или индустриальных мотивах, а в той политической игре, которая накрепко привязывала национальные окраины к интересам империи. Произошла интересная метаморфоза. Заки Валиди и его башкиры ломали головы как не допустить русских в Башкирию, а те "присоединялись" к ней сами и со "своими" земляками. А бесправная часть этих земель - татары превращаются в "килмешак" ("пришельцы"), которую не только лишают законного права на родной язык и национальную культуру, но и переписывают в башкиры. И это уже проблема нравственная. Поэтому обратимся к нашему далекому прошлому.

IV. Кто пришельцы?


Письменные источники фиксируют появление башкирских племен на Южном Урале в конце IX века. Появление их связано с распадом кангаро-печенежского союза, когда его племена были вытеснены огузами: сначала в союзе с кимаками и карлуками во второй половине IX в. из верховий Сыр-Дарьи и Приуралья, а затем в союзе с хазарами в конце IX в. из междуречья Волго-Урала. Основная часть кангаро-печенежского союза прорвалась в Причерноморье, часть передвинулась на Южный Урал. И среди последних наиболее значительными были племена, носившие имя "башкорд", которые со временем стали определять политическую обстановку региона. Арабский ученый-путешественник Ибн-Фадлан располагал башкирские племена в степях современной Оренбургской обл., хотя надо полагать, сезонные перемещения их кочевий проникали далеко на север.

Арабские и западно-европейские авторы 1Х-Х111 вв. единодушно отмечали кочевнический образ жизни башкир, что земледелием они не занимались, "не имеют ни городов, ни селений" (Ибн-Фадлан 922; Плано Карпини, 1246; В. Рубрук, 1253-56 гг.) Это же отмечает русский ученый И. Лепехин в XVIII в., говоря о юго-восточных башкирах: "летом питаются единственно молоком, изредка животными, а хлеба совсем не знают", формирование же земледельческого населения в Западной и Северо-Западной Башкирии археологи относят к III_VII вв. исследователи Бахмутинской и Турбаслинской культур на территориях Уфимского и Бирского уездов отмечают, что с приходом в V в. из южной Сибири тюркских племен здесь уже в VI-VIII в. интенсивно развивается продуктивное земледелие. На реках Белая, Уфа и Кама они оставили мощные городища, окруженные валами высотой 3-4 метра. На карте ХV-ХVI вв. и драгоценной посуды, связывая их с ежегодными перемещениями ставки Хазарского кагана в эти края. Профессор О. Ковалевский пишет: "Тут заключаются досвадебные договоры, празднуются свадьбы, открывается торговля, начинаются религиозные праздники" ("Казанский вестник", Казань, 1830. Ч. 28, кн. 2, 3, с 140, 280). Т. Е. живые связи тюрков разных регионов осуществлялись с древнейших времен, достаточно напомнить, что тюрко-язычные племена (возглавляемые гуннами) в конце II в. распространили свое влияние до бассейна р. Оки. И нас не должно удивлять, что мещера-мишари-татары живут не только на Оке, но и на реке Белая. И не пришельцы они, а аборигены, ибо прах их предков лежит в тех землях не одно тысячелетие.

V. Из "болота" не выбраться в одиночку


Общий этнический пласт (кимаки, кыпчаки, печенеги, гунны, сарматы, огузы и т. д.) делает родство татар и башкир кровным, а единая культура со времен Тюркского каганата (изобретенная Тюрками в VI в. письменность распространилась от Амура до Дуная), до эпохи Золотой Орды (ХIII-ХV вв.)- духовным. Небезынтересно отметить, что золотоордынский литературный письменный язык, охватывающий в XIV в гигантские пространства Западной Сибири, Урала, Поволжья и Причерноморских степей,- сохранял свои позиции у башкир до начала XX в.

По данным лингвистики общенемецкий литературный письменный язык сформировался в XVIII в. Тюрко-татары, как видим, опережали европейцев на 400 лет. Но единый немецкий народ ныне уважаем и смело смотрит в будущее, а тюрки разобщены и даже воюют между собой. Разумеется, башкиры и татары, несмотря, на чрезвычайную близость их языка, традиций и культуры,- два самобытных народа, каждому из которых свойственны характерные черты. Что и было зафиксировано национальным собранием мусульман в январе 1918 годах: "Все народы равноправны", но самое главное, из "болота" не выбраться в одиночку: сначала засосет одного, а затем другого. И нам реально угрожает трясина денационализации и связанный с ней отрыв от языка, обычаев и традиций предков. И потому наши надежды на будущее мы должны связывать с тесной дружбой и сотрудничеством.

Шейбани