Правозащитник: произносить даже «мама» на тюркском языке в Иране считается незаконным
Как нация азербайджанские тюрки в Иране лишены образования на родном языке, а на сам тюркский язык наложен негласный запрет, говорит руководитель Ассоциации по защите азербайджанских политзаключенных в Иране Фахте Земани. По ее словам у азербайджанских тюрок в этой стране нет даже элементарных прав на развитие своей культуры.
"Представьте, что произносить слово "мама" на тюркском языке в Иране считается незаконным. Сложившуюся ситуацию можно прочувствовать через слова великого лидера Расулзаде: "Жизнь нации невозможна без жизни его языка". Наравне с правом на получение образования на родном языке, мы лишены и таких элементарных прав, как право на издание газет и журналов на родном языке, на исследование и развитие национальной культуры", - рассказала в пятницу в интервью азербайджанской газете Ekspress Земани.
По ее словам, наравне с проблемами в сфере культуры и образования, азербайджанские тюрки в Иране испытывают экономические и социальные трудности.
"Среди населения сильно возросла безработица, из-за которой молодежь мигрирует в центральные провинции Ирана. В результате этого в социальном составе населения происходят изменения, что чуть позже еще проявит себя", - считает Земани.
По ее словам, вместе с тем, азербайджанские тюрки постоянно поднимают эти вопросы и потому тюрьмы Ирана заполнены азербайджанскими политзаключенными.
Земани коснулась проблем и других тюркоязычных народов, проживающих в Иране.
"Положение других тюрок, проживающих в Иране, даже хуже, чем наше. Нам повезло в том, что, несмотря на депортации, давление и ограниченность экономических возможностей, мы не покинули свою родную землю. А положение других этнических тюрок в Иране мы можем проанализировать на примере кашкайцев", - сказала Земани.
По ее словам, сегодня тюрки-кашкайцы также выступают со справедливыми требованиями против ассимиляционной политики государства и ведут борьбу за национальное самосознание.
"Но за эту борьбу им приходится платить гораздо большую цену, чем другим народам. Сегодня тюрки-кашкайцы проживают на территории, где широко распространена безработица. Отрицательные последствия бессмысленной экономической политики государства ощущает на себе каждый кашкайский тюрок, вынужденный ради куска хлеба мигрировать в центральные провинции Ирана", - сказала Земани.
По ее словам, азербайджанские тюрки Ирана, чьи права здесь также растоптаны, прекрасно понимают цели борьбы других этнических тюрок страны и оказывают им свою поддержку во всех сферах.
"Представьте, что произносить слово "мама" на тюркском языке в Иране считается незаконным. Сложившуюся ситуацию можно прочувствовать через слова великого лидера Расулзаде: "Жизнь нации невозможна без жизни его языка". Наравне с правом на получение образования на родном языке, мы лишены и таких элементарных прав, как право на издание газет и журналов на родном языке, на исследование и развитие национальной культуры", - рассказала в пятницу в интервью азербайджанской газете Ekspress Земани.
По ее словам, наравне с проблемами в сфере культуры и образования, азербайджанские тюрки в Иране испытывают экономические и социальные трудности.
"Среди населения сильно возросла безработица, из-за которой молодежь мигрирует в центральные провинции Ирана. В результате этого в социальном составе населения происходят изменения, что чуть позже еще проявит себя", - считает Земани.
По ее словам, вместе с тем, азербайджанские тюрки постоянно поднимают эти вопросы и потому тюрьмы Ирана заполнены азербайджанскими политзаключенными.
Земани коснулась проблем и других тюркоязычных народов, проживающих в Иране.
"Положение других тюрок, проживающих в Иране, даже хуже, чем наше. Нам повезло в том, что, несмотря на депортации, давление и ограниченность экономических возможностей, мы не покинули свою родную землю. А положение других этнических тюрок в Иране мы можем проанализировать на примере кашкайцев", - сказала Земани.
По ее словам, сегодня тюрки-кашкайцы также выступают со справедливыми требованиями против ассимиляционной политики государства и ведут борьбу за национальное самосознание.
"Но за эту борьбу им приходится платить гораздо большую цену, чем другим народам. Сегодня тюрки-кашкайцы проживают на территории, где широко распространена безработица. Отрицательные последствия бессмысленной экономической политики государства ощущает на себе каждый кашкайский тюрок, вынужденный ради куска хлеба мигрировать в центральные провинции Ирана", - сказала Земани.
По ее словам, азербайджанские тюрки Ирана, чьи права здесь также растоптаны, прекрасно понимают цели борьбы других этнических тюрок страны и оказывают им свою поддержку во всех сферах.