Россия может сыграть на опережение на Южном Кавказе (Зеркало.аз)

23 ноября 2011 г. • 15:07
Этого требуют и интересы "крутого мачо", символом которого является Владимир Путин.

Обеспокоенность по поводу возможной войны в Нагорном Карабахе растет в Вашингтоне, по мере того как Армения и Азербайджан усиливают арсеналы вооружений на протяжении последних лет. Баку и Ереван держат в секрете информацию о своей военной технике от своих западных партнеров, которые до недавнего времени занимали пассивную политику.

В 2010 году Россия продлила договор об аренде военной базы в Гюмри на ближайшие 40 лет. Сразу после этого Азербайджан подписал военное соглашение с Турцией, отметил в беседе с вашингтонским корреспондентом "Туран" американский эксперт, пожелавший остаться неназванным.

В то же время источник прокомментировал недавнюю публикацию американского военного издания IMINT & Analyses, полагающего, что две страны постепенно движутся в направлении войны. Это базирующееся в Вашингтоне военное издание, анализируя снимки систем ПВО, сделанные со спутников, и в частности, армянские ракеты "СКАД", оценивает их как угрозу нефтяной инфраструктуре Баку. "Открытые источники подтверждают огромные объемы военных закупок, что было подтверждено на военных парадах обеих стран", - отмечает издание.

Анализируя бронетехнику сторон, издание пишет, что Азербайджан обладает 300-400 танками, а Армения официально имеет 160 танков, однако в Нагорном Карабахе находится еще около 300 единиц бронетехники. Поэтому можно считать, что в этих вооружениях есть баланс.

Армения имеет также небольшое количество танков Т-80. В свою очередь Азербайджан вел переговоры о закупке танков Т-84 в Украине. Количество бронетранспортеров, легких танков и БМП у Азербайджана больше, чем у Армении.

Военное преимущество Азербайджана выявляется не только в численности армии, но и современных артиллерийских системах. Так, у России были приобретены системы "Смерч" - одни из самых мощных в своем классе, которые "могут опустошить Нагорный Карабах".

Азербайджан приобрел около 180 гаубиц Д-30 и 34 - Д-20, а Армения - 90 Д-20 и 34 - Д-30, что говорит о значительном отставании последней.

Военно-воздушные силы Азербайджана также способны уничтожить устаревшие зенитные системы ПВО в Нагорном Карабахе. Хотя ВВС Азербайджана не хватает современных вооружений систем "воздух-земля" или высокоточных боеприпасов, с приобретением беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) данная проблема снимается.

Обширный парк истребителей МиГ-29 достигает 30 единиц, при наличии еще 8 фронтовых бомбардировщиков Су-24 и 30 штурмовиков Су-25, это достаточно, чтобы одержать верх. При этом БПЛА предоставят сухопутным войскам разведданные с воздуха в реальном времени, что может стать главным преимуществом.

Армения показала некоторую способность к сопротивлению, когда над Карабахом был сбит азербайджанский БПЛА Hermes 450. Потолок этих машин составляет около 5 км, а их медленная скорость делает их легкой мишенью. ВВС Армении состоят из 15 Су-25, однако надежная система ПВО Азербайджана не позволит им вторгнуться в глубь территории.

"Последний военный парад Армении предоставил ценную информацию с точки зрения военных запасов. Он также показал понимание растущей уверенности в Армении в последние годы.

Наряду с зенитно-ракетными комплексами С-300 ПС, которые могут быть развернуты также и в Нагорном Карабахе, миру были показаны и ракеты "Точка У" (SS-21)", пишет источник.

Анализируя возможности Армении, издание пишет: "Не имея ресурсов для поставок крупным державам, без трубопроводов и трубопроводных маршрутов, без геополитического преимущества, Армения не имеет ничего с точки зрения геополитической силы или оружия", - отмечает издание. ПВО Армении будет надежной только для ограниченного ответа ударам с любых ВВС.

Наиболее серьезной защитой для Нагорного Карабаха на сегодня являются его фортификационные наземные системы, а также чувство победителя, оставшееся после 90-х годов, отмечает издание.

В то же время Азербайджан имеет существенное превосходство и при хорошо организованной и скоординированной атаке может достичь успешных результатов. Потери Азербайджана в 90-х годах являются частью национальной психологии, и реванш - это то, чего он жаждет.

"Аналитики считают, что Армения могла бы отдать часть территорий, чтобы не допустить возобновления конфликта, и удовлетворить Азербайджан", - пишет издание.

Однако есть еще и геополитические вопросы, которые играют решающую роль в данном вопросе. Например, роль России, которая продала одной стороне (Азербайджану) С-300, а Армении - "Скад".

Значит ли это, что Россия хочет защиты нефтяных месторождений, и означает ли это предоставление Азербайджану разрешения на начало войны? Остается много вопросов, ответы на которые пролили бы свет на понимание сложившейся ситуации и оценки возможностей возобновления конфликта, сказал в заключение американский военный эксперт.

Создается впечатление, что Россия, вооружая обе стороны, Армению - безвозмездно, а Азербайджан - за плату, притом по ценам, существующим на мировом рынке вооружения, подталкивает стороны к возобновлению боевых действий. По большому счету, у России нет особого выбора. Российский тандем идет на выборы. Притом составляющие этого тандема, то есть и премьер-министр Владимир Путин, и президент Дмитрий Медведев, как показывают соцопросы, с каждым днем теряют в рейтинге. Даже сторонники Владимира Путина признают, что он уже не располагает поддержкой больших городов, если сказать еще проще, российской элиты. Пресс-секретарь премьер-министра пытается подбодрить сторонников В.Путина, заявляя, что Россия намного больше, чем Москва и Санкт-Петербург. А эта Россия якобы полностью поддерживает нынешнего премьера, который через несколько месяцев собирается вернуться в Кремль в качестве полновластного хозяина. Но не все так просто...

Вся проблема в том, что политика делается не в провинциях, а в больших городах. Поэтому Путину жизненно необходимо вернуть если уж не лояльность, то хотя бы покорность городской элиты. Нет, никто сегодня не ставит под сомнение победу В.Путина на предстоящих президентских выборах. Но эта победа может стать пирровой, если потерять контроль над двумя российскими столицами. Проблема заключается в том, что театрализованные постановки в стиле "крутого мачо", способного "усмирить" даже тигра, больше не эффективны. Они приелись. Они, скорее всего, имеют даже обратный эффект, по крайней мере, в среде интеллектуальной российской городской элиты, притом независимо от идеологической направленности.

Вся проблема в том, что, с одной стороны, во время правления Дмитрия Медведева у прогрессивно настроенной части российского общества появилась надежда на модернизацию, в том числе и общественно-политической системы. А возвращение В.Путина к власти для них означает, что их надеждам не суждено оправдаться. То есть прогрессивная часть общества разошлась с Путиным по мировоззрению. С другой стороны, он теряет поддержку и националистически настроенных любителей "крутых парней". А тут проблема в том, что любители "крутых парней" ждут от своих кумиров не дешевых театральных постановок, а реальных действий. Необходим блицкриг в стиле агрессии против Грузии, чтобы опять стать символом восстановления величия России в мировом масштабе. Это, с одной стороны, позволит опять стать кумиром любителей "крутых парней", а с другой - заставит заткнуться "проклятых городских интеллектуалов".

Можно было проявить себя на Ближнем Востоке. Но руки коротки. Тут со скрипом в душе, но все же приходится сдавать союзников.

Вряд ли Россия пойдет ва-банк даже ради спасения Башара Асада. Тем более что практической отдачи не будет никакой.

А вот постсоветское пространство, особенно Южный Кавказ, совсем другое дело. Националистически настроенная часть общества воспринимает постсоветское пространство российской вотчиной. Не случайно и то, что одним из ключевых пунктов своей предвыборной программы В.Путин объявил создание Евразийского союза, что напомнило всем бывший Советский Союз. Однако проблема в том, что предвыборные обещания, притом рассчитанные на длительную перспективу, не шибко воодушевляют любителей "крутых парней". Те жаждут реальных действий и результата, притом сегодня.

Кроме того, блицкриг на Южном Кавказе нацелен и на конкретную отдачу. Российское миротворчество по урегулированию карабахского конфликта провалилось, что само по себе, безусловно, негативно повлияет на позиции Москвы в регионе.

Далее, битва за энергоресурсы Каспийского бассейна вступает в решающую фазу. Кремлю дипломатическими методами вряд ли удастся долго сдерживать начало реализации проекта по строительству Транскаспийского газопровода. В обоих направлениях России предстоит столкнуться с объединенным американо-европейским фронтом. До сих пор Европа не проявляла особой активности, даже в некоторых случаях выступала в качестве союзницы России в противостоянии с США. Сегодня ситуация меняется.

Более активное вовлечение Евросоюза в урегулирование нагорно-карабахского конфликта неизбежно, считает глава британской неправительственной организации LINKS, аналитик Деннис Саммут, занимающийся исследованиями политической ситуации на Южном Кавказе. Об этом сообщает 1news.az. "Пока вариант того, что ЕС может сменить французского сопредседателя в Минской группе ОБСЕ, не стоит на повестке дня, однако более активное вовлечение ЕС не только желательно, но и неизбежно", - говорит Саммут в своем исследовании на тему нагорно-карабахского конфликта, опубликованном 14 ноября на сайте IAI (Институт международных исследованиий).

Информацию о намерении сменить французского сопредседателя в Минской группе недавно распространил член Европарламента от Болгарии Кристиан Вигенин. По его словам, дебаты на эту тему недавно прошли в Европарламенте. Вигенин не исключил, что таким представителем могла бы стать Верховный комиссар ЕС по внешней политике и безопасности Кэтрин Эштон.

Евросоюз в последнее время все чаще заявляет о своей готовности более активно вовлекаться в процесс урегулирования.

На сегодня ЕС напрямую не участвует в переговорах, и его роль сводится лишь к поддержке деятельности Минской группы.

В своем докладе на тему "После Казанской встречи: определяющий момент в Минском процессе ОБСЕ" Саммут оспаривает мнение части экспертного сообщества о том, что роль ЕС в разрешении армяно-азербайджанского конфликта чрезвычайно мала, так как у ЕС есть интересы, но нет методов давления.

"В то время, пока Европа еще не полностью разработала свои материальные источники влияния в регионе (Южного Кавказа), ее взаимодействие с элитой и молодежью региона через идейные факторы делает ЕС гораздо более важным игроком, чем кажется на первый взгляд", - пишет Саммут, глава аналитического центра LINKS в Лондоне.

По его словам, европейская "мягкая сила" - это не причудливая странность на Южном Кавказе, а острый инструмент дипломатии. "Если много ожидаемый прорыв в процессе урегулирования конфликта произойдет, то велика вероятность того, что ЕС станет ключевым игроком в реализации мирного соглашения", - пишет Саммут.

Речь идет о предоставлении миротворческих сил, постконфликтной реабилитации ныне оккупированных территорий, поддержке в укреплении демократии и силы закона, что очень важно для успешного применения на практике любого мирного договора.

"С другой стороны, если Минский процесс не даст результатов и потребуется пересмотр формата, то нет сомнений, что представитель ЕС будет присутствовать в новом формате", - пишет Саммут.

Как отмечает армянский политолог Марина Брутян, в статье, опубликованной в ИА Regnum, слова Кристиана Вигенина стали лишь очередным подтверждением намерений ЕС вовлечься в процесс урегулирования карабахского конфликта. 20 мая 2010 года возможную посредническую миссию ЕС поддержал Европейский парламент, приняв резолюцию 2216, автором которой выступил другой болгарский евродепутат - Евгений Кириллов. В этой резолюции заложена необходимость замены сопредседательства Франции на сопредседательство ЕС. В статье 41 подраздела "Планируемая стратегия ЕС" резолюции говорится: "(Европарламент) считает неизбежным увеличение роли ЕС в Минской группе посредством установления мандата ЕС для французского сопредседательства в этой группе".

Как видим, ни о какой смене формата МГ ОБСЕ речи не идет. Более того, вполне логично, что Франция, которая наряду с Германией является ядром Европейского Союза, будет представлять не только Париж, но и весь ЕС. Наделенный мандатом ЕС, представитель Франции, таким образом, одновременно станет представителем ЕС. В поисках ответа на вопрос о причинах активизации ЕС в вопросе урегулирования карабахского конфликта полезным будет вновь обратиться к резолюции Европейского парламента 2216. Статья 11 этого документа призывает Совет ЕС "исследовать возможность поддержки мирного процесса посредством миссий, осуществляемых в рамках общей политики безопасности и обороны, в том числе и путем направления в регион наблюдательной миссии, которая могла бы облегчить формирование международных сил по поддержанию мира после нахождения политического решения".

Вероятность ввода миротворческих сил в зону карабахского конфликта, а также их предполагаемый состав не раз обсуждались в Армении и Азербайджане. При этом целесообразность этой операции практически не ставится под сомнение; по всей видимости, стороны принимают это как неизбежность. В июне 2011 года глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил о существующей договоренности с Арменией о том, что "миротворческие силы в зоне конфликта будут сформированы не из числа стран-сопредседателей (МГ ОБСЕ) и не из числа соседних стран". На это, менее откровенный, чем его бакинский коллега, министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян сообщил, что Армения и Азербайджан последние три года вообще не обсуждали вопрос размещения миротворцев в Карабахе. Эксперты в Армении склоняются к мнению о необходимости размещения в зоне конфликта миротворческого контингента, состоящего из представителей стран региона или стран-сопредседателей. Некоторые предлагают ввести контингент под эгидой ООН.

В такой ситуации присутствие миротворческого контингента ЕС в зоне карабахского конфликта, тем более в случае участия ЕС (посредством Франции) в переговорах, по всей видимости, удовлетворило бы и Армению, и Азербайджан.

Но каковы фактические возможности ЕС по осуществлению миротворческой миссии? ЕС не имеет собственной армии. Но в феврале 2004 года в Брюсселе Франция, Германия и Великобритания подписали документ о формировании 13 боевых групп. Операции этих групп должны опираться на мандат ООН, а решение о направлении группы принимает ЕС. Военные и миротворческие возможности ЕС может увеличить и созданная летом 2011 года Веймарская группа быстрого реагирования. Ее участники - Польша, Германия и Франция - готовятся уже через два года выполнять боевые задания не только в Европе, но и по всему миру. Как заявил в июле 2011 года посол Польши в России Войцех Зайончковски, ЕС располагает большим потенциалом, но медленно и не очень оперативно реагирует на происходящие события. Он сказал, что ЕС работает над тем, "чтобы не только страны-члены реагировали на кризисные ситуации, но и ЕС в целом". Посол не исключил, что в задачи Веймарской группы могли бы войти и миротворческие операции.

Кроме того, 12 мая 2011 года Венгрия, Польша, Словакия, Чехия (Вышеградская группа) также подписали документ о создании совместного военного корпуса ("боевой группы"), руководящую роль в котором будет играть Польша. Он должен быть сформирован к первой половине 2016 года и будет существовать в рамках вооруженных сил ЕС. В объявленных планах боевой группы - операции в Косово и Афганистане. Как видим, к моменту, когда, вероятно, будет решаться вопрос о вводе миротворческого контингента в зону карабахского конфликта, ЕС уже будет иметь собственных миротворцев. До и для этого ЕС следует обеспечить лишь легитимность своего присутствия в урегулировании. В первую очередь ему необходимо стать участником переговорного процесса, уполномочив французского сопредседателя выступать от имени ЕС.

Одним словом, в российскую вотчину активно вторгается еще один глобальный игрок, что вряд ли отвечает интересам Москвы. Поэтому не исключено, что Россия попытается сыграть на опережение, проще говоря, используя собственное более выгодное положение, начать наступательные действия в регионе до того, как фигуры противника смогут выдвинуться к необходимым позициям. Для этого не надо ничего делать, кроме как спровоцировать возобновление вооруженного конфликта между Азербайджаном и Арменией. Ни Евросоюз, ни США сегодня не готовы должным образом отреагировать на конфликт. Таким образом, Россия может получить карт-бланш, если, конечно, до этого не удастся сформировать азербайджано-турецкий союз, способный противостоять армяно-российскому тандему…

Р.Миркадыров
Источник: Зеркало.аз