Карачаево-балкарские тюрки жили на Кавказе с древнейших времен - факты

17 марта 2012 г. • 15:03
В связи с тем, что некоторые слова и фразы киммерийцев, скифов, сармат, алан переводятся с карачаево-балкарского языка и летопись «Карча» написан на этом языке, хотелось бы дать краткие сведения об этом народе.

Карачаево-балкарцы – древнейший тюркоязычный народ, живущий в настоящее время в предгорьях и ущельях Центрального Кавказа. Наиболее близкие языки к карачаево-балкарскому – кумыкский, караимский и крымскотатарский. Самоназвание карачаево-балкарцев: алан, таулу, балкар, малкар, карачайлы. Соседи же называют их так: сваны-сабар, осетины-ассон, мегрелы-алани, абхазы-азухо (асы), грузины-басиани.

Карачаевцы и балкарцы считают себя единым народом с общими языком и культурой. Предками своими признают аланов, асов, болгар, которые уходят своими корнями к легендарным нартам. Изолированность в горах позволила им сохранить древний язык, народные предания, древние танцы и обычаи. О том, что карачаево-балкарцы древнейший народ, свидетельствуют многочисленные факты лингвистические, исторические и археологические данные. Начнем с археологических.

«Обнаруженные до настоящего времени следы деятельности первобытного человека на территории Балкарии восходят к концу палеолита, т.е. древнекаменного века (12–15 тысяч лет назад). Они характеризуются первобытными стоянками Сосруко в Баксанском ущелье... Над самым верхним слоем каменного периода шел культурный слой бронзовой эпохи с характерными для этой эпохи остатками деятельности человека. Еще выше начинался период конца бронзы и начала железа (кобанско-скифский период). Затем шел кавказско-аланский и, наконец, на самом верху были остатки пастушеских костров нашего времени.

Таким образом, грот Сосруко является своеобразной книгой-историей, на страницах которой последовательно запечатлена жизнь человеческого общества в течение 12–15 тысяч лет» (1).

Основным занятием карачаевцев и балкарцев было разведение крупного и мелкого рогатого скота. Наряду со скотоводством они занимались и земледелием.

«Скотоводство в Балкарии, как и вообще в горах Кавказа, стало ведущей формой хозяйства, очевидно, после приручения овцы (II тысячелетие до н.э.). По археологическим данным, тогда же началось приручение лошади. В это же время в Центральном Кавказе, богатом полезными ископаемыми, зародилась древняя примитивная металлургия и металлическое производство» (2).

Археолог И. М. Мизиев сам участвовал во многих раскопках на Кавказе и пришел к следующим выводам:

«Кавказ был освоен и заселен еще первобытными людьми эпохи палеолита. Он является одним из очагов становления человека как существа разумного... Недаром уже древнейшие художники пытались воспроизвести громадный кавказский хребет в своих произведениях. Еще 4200 лет назад, на заре бронзового века, неизвестный художник из Передней Азии пытался изобразить горную цепь Кавказа на знаменитой майкопской вазе» (3).

Аналог подобной вазы с изображением Эльбруса был найден в Балкарии в Черекском ущелье. Гамирзан Давлетшин в статье «Белый волк и крылатый барс» отмечал: «центральную группу мифов у народов с развитыми мифологическими системами составляют мифы о происхождении мира, Вселенной. У остальных народов их крайне мало. У наших предков еще в глубокой древности сформулировался разветвленный комплекс космогонических воззрений» (4).

О том, что карачаево-балкарский народ сформировался в глубокой древности, говорят и названия на родном языке звезд, созвездий и даже танцы, посвященные им. Озай – «Космос», Жетегейле – «Большая Медведица», Чолпан – «Венера», Мелек жулдузла – «Дева», Къандауур – «Кентавр», Покъун – «Козерог», Мырых – «Марс», Гидала – «Орион»... Космосу, созвездиям и отдельным звездам посвящены одноименные танцы.

«Орнамент с изображением небесных светил и явлений так называемых «солярных знаков» применяется для мужской и женской одежды к танцам...» (5).

В связи с тем, что балкарцы долгое время жили почти изолированно в неприступных горах Кавказа, у них сохранился не только древний язык, но и архаичные обычаи.

И. С. Щукин отметил такой момент: «В старину часто бывали такие случаи, что два хороших приятеля еще в детстве обручали своих малолетних детей с целью породниться; еще и теперь в Карачае встречаются люди, которые были в детстве обручены родителями... если они были против, то их не принуждали, особенно в крестьянской семье, в княжеской же договоренность не нарушалась» (6).

Известно, что этот обычай существовал у древних тюрков и корнями уходит в седую старину, подобный обряд отмечается еще при легендарном Деде Коркуте.

Предания и легенды карачаевцев и балкарцев также свидетельствуют о древности этого народа. Одно из таких преданий написано классиком карачаевской поэзии Сымаилом Семеновым...

...В предании «Ассы тау», написанном в стихотворной форме, говорится о всемирном потопе.

Пророк Нух (Ной) хотел пристать во время потопа со своим ковчегом к горе Эльбрус. Но тот возгордился своей высотой, красотой и отверг пришельцев. Тогда Нух (Ной) решил наказать гордеца и прорезав ковчегом вершину Эльбруса, сделал его двуглавым. С тех пор гора назвалась Ассы – непокорный, злой (7).

Автор этих строк, будучи научным сотрудником Института археологии Кавказа, сам записывал у стариков Приэльбрусья предания с подобным сюжетом. Мало того, даже рассказывали, что чабаны находили в снегах Эльбруса крашеные доски, якобы оторвавшиеся от ковчега.

Это предание отмечено еще в 1879 г. П. Остряковьм, который напечатал его в Петербурге в «Вестнике Европы». Вот что он пишет: «Как только Творец создал Кавказ и лучший его перл, величественный Эльбрус, то и дозволил у подножья этой горы селиться людям; первыми поселенцами были Ной со своим семейством, ковчег которого после всемирного потопа остановился на Эльбрусе. (В примечании отмечено) Горцы (балкарцы – А. Г.) положительно убеждены, что Ноев ковчег остановился на Эльбрусе. Одни указывают на впадину между вершинами горы как на место, через которое прошел ковчег, а другие более основательно ссылаются на то, что одному из горцев, всходившему на вершину, удалось найти обрубок как бы обделанного дерева, и обрубок этот до сих пор хранится у них как святыня. Мало-помалу селения разрослись, но у подножья Эльбруса поселилось самое честное и воинственное племя, представителем которого был мастистый старец Девет, обучивший своих соплеменников ковать железо. За трудолюбивую жизнь, честность и веру в бога Девет был награжден девятнадцатью сыновьями-героями» (8).

Но вернемся к преданию Семенова Сымаила «Ассы Тау».

Ассы означает гордый, непокорный, злой. Вспомним слова античных авторов о том, что аланы получили свое название от гор. Если горы Эльбруса назывались ассы, а впоследствии в I в. ассы переименовались в аланов, то появляется гипотеза, не оттуда ли аланы (асы) получили свое название от гор?

"...Танаиса (Дон), составляющая границу Азии и Европы. За ней тянутся бесконечные степи Скифии, населенные аланами, получавшими свое название от гор; они мало-помалу постоянными победами изнурили соседние народы и распространяли на них название своей народности подобно персам" (9).

В старинном предании, опубликованном Мисостом Абаевым в начале ХХ века в парижском журнале «Мусульманин», есть интересные сведения об этногенезе балкарцев.

В них говорится, что в древние времена в Балкарию пришел некто Малкар и застал там поселение, состоящее из жителей «таулу» (горцы). Затем к ним пристал некий Мисака, а впоследствии к ним пришел из Маджар Басиат, и после этого начинает расти население Балкарского общества (10).

Из этого предания явно прослеживаются исторические процессы происходившие на Кавказе:

Малкъар (болгары).
Таулу (тауасы) – союз асских, аланских племен.
Мисака (подразделение гуннов – масаха).
Басиат из Маджар (хазары).

Таким образом прослеживается этногенез балкарского народа. Болгары (малкар) – асы (тауласы) – гунны (мисака) – хазары – балкарцы. Возможно, особой разницы в языках этих племен не было.

Тюрки издревле пользовались рунической письменностью, о чем свидетельствуют некрологи, на обелисках, написанные в начале VIII века в честь Кюль-Тегина и Тоньюкука. Карачаевцы и балкарцы также имели свою письменность, о чем свидетельствует древнее слово «месул» – редактор, которое уходит корнями в глубокую древность. Слово «мес» означает кожа, так сейчас называют кожаные ноговицы. Таким образом «месул» – редактор, возможно, образовалось еще в те времена, когда пользовались кожаными пергаментами. Первое свидетельство о наличии письменности у карачаево-балкарцев, относится к началу XV века.

«Иоанн де Галонифонтибус после посещения Кавказа в 1404 году написал, что карачаевцы имеют «свой собственный язык и свою письменность».

О том, что предки балкарцев и карачаевцев использовали руническое письмо, пишут В. А. Кузнецов, Е. П. Алексеева и др. Но если Е. П. Алексеева только предполагает, что раннесредневековая руническая письменность сохранилась у карачаевцев и в позднем средневековье, в XV в., то С. Я. Байчоров в результате многолетних исследований пришел к выводу, что предки карачаевцев и балкарцев – болгары – пользовались руническим письмом.

Он сумел доказать, что язык памятников, найденных в Балкарии, Карачае, Дигории, – булгарский. Это подтверждает и множество булгарских топонимов в тех местах» (11).

В карачаево-балкарском языке сохранилось еще одно интересное слова – «къара таныгьан», т.е. человек, знакомый с письменностью, грамотный человек. В данном случае слово «къара» имеет два значения – «смотреть» и «черное», посмотреть на записи, на книгу. А слово «черное» тоже присутствует не случайно, возможно, тогда писали черной краской. Тогда слово «къара» может означать «посмотреть на черные буквы». В русском языке ведь также присутствуют слова «черновые записи», «черновик». Возможно, это калькированные переводы с тюркского, попавшие в русский язык с хазарских времен. Одним из ближайших языков к карачаево-балкарскому, является караимский язык. «Караим» также означает «посмотреть», «поглядеть». Возможно, что предки караимов были во времена Хазарского Каганата интеллигенцией, ведущей переписку, государственные дела, требуемые знания письма при оформлении документов. Таким образом, караимы – это нечто вроде клички, данной одному из хазарских племен. В Хазарии письменность велась на двух языках: на иврите и на тюркском. Кстати, на иврите слово «караим» означало то же самое, что и на тюркском, – «читающие» (12).

Доказательством всему вышесказанному может служить «Киевское письмо». Краткая история документа такова: в 1896 г. в Кембриджскую библиотеку Соломоном Шехтером была доставлена из Египта коллекция еврейских документов. Среди них оказалось «Киевское письмо» написанное еврейской общиной Киева своему ограбленному соплеменнику. В письме, написанном квадратным еврейским шрифтом, была просьба оказать единоверцу помощь для уплаты долгов. Внизу пергамента, в левом углу, тюркскими рунами написано «окудум» – я прочел. Резолюция оставлена неким хазарским чиновником, через которого проходила документация Киева. По мнению Норманна Голба, письмо написано примерно в 930 году (13).

Тюркские руны написаны «с помощью пишущего инструмента в виде птичьего пера или кисточки. Чернила остаются черными» (14). Обратите внимание, надпись сделана черными чернилами, что подтверждает предположение о том, что в слове къара – «смотреть» не случайно присутствует второе значение – «черное». Таким образом, караим означает «читать» (смотреть на черные буквы). В карачаево-балкарских легендах говорится о книгах, хранящихся в пещерах. Данный факт зафиксирован многими исследователями.

«В 1883 году В. Ф. Миллер на горе Донгат, в районе сел. Верхний Чегем, обнаружил «целое собрание могильных плит...» Эта тропинка ведет к пещере, в которой будто бы были найдены книги...» «Л. И. Лавров писал, что «в районе Верхнего Чегема существовали небольшие церкви. Кроме них, в пещере на левом берегу реки Джилги находился склад богослужебных книг» (15).

Обычай хранить книги в пещерах напоминает сюжет из «Кембриджского анонима».

«И сказали начальники Казарии: «Есть пещера в долине Тизул, достаньте нам книги, которые там находятся, и истолкуйте их перед нами». Они сделали так. Они вошли внутрь пещеры, и вот там были книги...» (16).

Долина Тизул и сегодня находится в Балкарии у подножия Эльбруса, за селением Гунделен в Баксанском ущелье. Тизул и Чегем находятся на территории современной Балкарии, и вряд ли можно считать случайностью, то что там, в пещерах хранились книги. Это традиция, которая уходит своими корнями в глубокую древность, когда появилась письменность, а затем и книги.

Историки локализуют Тизул в Барсилии рядом с горой Сеир. Горой Сеир в данном случае может быть Эльбрус. Сеир на карачаево-балкарском означает «прекрасный», «чудесный», возможно, это одно из древних и многочисленных имен Эльбруса. Кто же скажет, что Эльбрус не «прекрасная», «чудесная» гора!

Территория Карачая и Балкарии в свое время входила в Барсилию. В Чегемском ущелье и поныне находится местность Башиль (Барс эль), т.е. «страна барсов». Буква «с» перешла в «ш» сравнительно недавно, в древние времена употреблялась «с». Многие слова в «Кодексе Куманиксе» пишутся через «с», которые сейчас у карачаевцев и балкарцев произносятся через «ш».

Некоторые надгробные надписи античных городов Кавказа не только читаются и объясняются с тюркского языка, но даже сохранились в карачаево-балкарских фамилиях.

Мирмекий
«Акк, сын Атафия» (IV в.до н.э.).
Китей.
«Забаг. Тасион» (II в. н. э.) (17).

Фамилии Аккиевы, Атабиевы, Забаковы, Тесиевы сохранились в Балкарии до настоящего времени. В «Энеиде» Вергилия также упоминается подруга амазонки Камиллы-Акка.

В надгробиях античных Горгиппия, Танаиса также сохранились имена идентичные карачаево-балкарским фамилиям Аттакуас (Атаккуевы), Папа (Бабаевы), Атта (Аттаевы), Атас (Аттасаовы), Рахойсак (Рахаевы), Сога (Согаевы), Сарак (Саракуевы), Гол (Голлаевы), Дот (Доттуевы), Бадаг (Бадаховы). Месак (Мысакаевы), Багги (Бегиевы) (18).

Кроме того, в этих надписях встречаются имена идентичные этнонимам и топонимам карачаево-балкарского нартского эпоса.

Борак – напоминает нартскую фамилию Бораевых и кличку коня нарта Борак.
Аттамаз (Ачемез) – герой нартского этпоса.
Басилид. Басил (Башиль) – местность в Балкарии, находится в Чегемском ущелье.

Грузины называют балкарцев басианами. Византийское василевс так же имеет карачаево-балкарский корень бас(баш)-глава.

Встречается в этих надписях и имя царя Аспарга, что напоминает имя болгарского хана Аспаруха. Данный материал свидетельствует, что тюрки, в частности предки карачаевцев и балкарцев, жили на Кавказа еще до нашей эры. Об этом же свидетельствует и хронология летописи «Карча».

Вышеназванные фамилии встречаются не только у карачаевцев и балкарцев, их можно встретить у многих представителей Кавказа, но переводятся они только с тюркских языков.

Атабиевы. Атабий (карач.-балк. ата – отец, бий – князь) – Отец князь. Акаевы. Акка – «дед».
Долаевы. Дуло – древний княжеский род болгар.
Аттаевы, Атаевы. Ата – «отец». Аття – «отец». Фамилия напоминает имя скифского царя Атея, воевавшего с отцом Александра Македонского Филиппом в IV в. до н.э. В царских монетах Атея пишется Атайос.

Яхтанигов, ссылаясь на Волкова Н. Г. пишет: «Осетинскими по происхождению являются и другие балкарские фамилии: Атабиевы, Кобановы, Гузеевы, Кундуховы, Глашевы, Гасиевы, Мусукаевы, Цораевы…» (19).

Но этимология этих фамилий говорит об обратном. Атабиевы. Атабий (кар.-балк. Ата – отец, бий – князь). Кобановы. Кобан – «буйный, бешеный». Гузеевы (гузы – тюркское племя). Кундуховы. Кундух (тюрк. кун – солнце, ух, ук – род) – из рода солнца. Цораевы. Цор (тюрк. цор, джор – крест). Глашевы (тюрк. гылас – предводитель). Упоминается в «Походной песне Нартов» (20).

Адилбек тизилгенлени башы бола (Адилбек становится главой строя)
Джортуулда чауш бола (В походе воином становится)
Гылаш бола, о-о-ой… (Полководцем становится) 

По преданиям, некоторые из этих фамилий пришли в Балкарию из Осетии (Дигории). Но это не значит, что они были изначально осетинами. Территория Осетии раньше называлась Оз, Ос. В грузинских летописях она получила название Осетия. А осетины называют себя ирон. В летописи Карча эта земля называется «Оз жери» – земля Оз.

Точно так же обстоит дело с фамилиями, пришедшими из Грузии, – Курдановы, Соттаевы, Рахаевы, Эбзеевы… Курдан (тюрк. курт – волк) – тотем тюрков.

Курдан – местность возле Аральского моря, где в свое премя проживали асы-аланы. Соттаевы. Сат, шат означает на карачаево- балкарском «радостный», «счастливый». Оттуда идет имя нартской героини Сатанай – счастливая мать, мать счастья.

Да и гора Эльбрус в древних балкарских преданиях отмечается как Шат-тау (гора счастья). Рахаевы. Ра – древнее тюркское название реки Волга. Предки Эбзеевых жили в Карачае, после нашествия Тамерлана уехали в Грузию, но потом вернулись, поэтому их назвали Эбзеевыми (Грузиновыми).

Легендарная грузинская фамилия Багратиони имеет так же карачаево-балкарские корни. Баграт (карач.-балк. багыр-медь, ат-конь) – медный всадник.

Карачаевцы и балкарцы имели с соседями-грузинами, тесные дружеские связи и имеют фамилии с грузинскими корнями. Эристаевы. Эристав (груз. князь). Отаровы. Их предок Отари был из княжеского рода Дадиани, воспитывался в Баксанском ущелье, упоминается в легенде «Карча – вождь свободных».

Вышесказанные археологические, мифологические, лингвистические доводы свидетельствуют, что карачаево-балкарцы жили на Кавказе с древнейших времен и сохранили многое из культуры своих предков.

Примечания:

1. Очерки историй балкарского народа. Нальчик, 1961. С. 6.
2. Там же. С.11.
3. Мизиев И. М. Следы на Эльбрусе. Ставрополь, 2001. С. 7.
4. Журнал «Родина» №8. М., 2005. С. 24.
5. Кудаев М.Ч. Карачаево-балкарский свадебный обряд. Нальчик, 1998 С. 917.
6. Там же. С.14.
7. Джырчы Сымаил. М., 1992. С. 176–178.
8. Карачаево-балкарский фольклор. Нальчик.1983. С. 48.
9. Античные источники о Северном Кавказе. Нальчик, 2004. С. 205.
10. Абаев. М. К. Балкария: Исторический очерк. Нальчик. 1980. С. 6–7.
11. Проблемы исторической лексики карачаево-балкарского и ногайского языков. Черкесск, 1993. С. 137.
12. Галкина Е. С. Тайны русского каганата. М., 2002. С. 158.
13. Норманд Голд и Омельян Прицак. Хазарско-еврейские документы Х века. Москва – Иерусолим, 1997. С. 96
14. Там же. С. 139.
15. Бабаев С. К. К вопросам истории, языка и религии балкарского и карачаевского народов. Нальчик, 2007. С. 224.
16. Норманд Голд и Омельян Прицак. Хазарско-еврейские документы Х века. Москва – Иерусолим, 1997. С. 139.
17. Античные источники о Северном Кавказе/ Сост. Аталиков В. М. Нальчик 2004. С. 242–243.
18. Там же. С 249–257.
19. Яхтанигов Хасан. Северокавказские тамги. Нальчик, 1993. С. 28.
20. Карачаевцы и балкарцы: язык, этнография, археология, фольклор. М., 2001. С.369.