Феномен из Фараба
20 августа 2012 г.
• 14:27
Воистину, велик и разнообразен Тюркский Мир! Принадлежавший благочестивому народу-воину, тюркский разум всегда стремился к познанию окружающего мира.
Сегодня мы с большой гордостью заявляем, что наш народ славен не только бесчисленными воителями-батырами, грозными и могущественными правителями, но и талантливыми поэтами, и, конечно же, великими учеными, оставившими след в мировой научной мысли.
Одним из самых выдающихся ученых в тюркской истории был человек, полное имя которого звучит как Абу Насыр Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлак аль-Фараби ат-Тюрки, сокращенно - Абу Насыр Аль-Фараби. Он родился в 870 году в семье тюркского военачальника-тархана Мухаммеда. Место рождения – округ города Фараб (позже известный как Отырар), располагающийся при впадения реки Арыс в Сырдарью, ныне Южный Казахстан.
Для того, чтобы в полной мере осмыслить наследие Аль-Фараби, нужно прежде всего хотя бы вкратце остановиться на самом городе Фарабе. Исходя из археологических исследований, история поселений в Отырарском оазисе насчитывает около двух тысяч лет. Письменные упоминания о Фарабе зафиксированы в древнекитайских источниках и в трудах Клавдия Птолемея. Однако подлинное возвышение Фараба связано с развитием Великого Шелкового Пути, тянувшегося от границ Китая до Ближнего Востока и Европы, и проходившего через земли тюрков. Особенного расцвета город достиг в эпоху «Исламского Ренессанса» IX-XII веков, став крупным торговым, научным и культурным центром. Здесь, помимо сложных фортификационных сооружений, располагались мечети, медресе, монетный двор, базары, бани (также водопровод и канализация), многочисленные мастерские кузнецов, оружейников и ювелиров. Однако бриллиантом города была уникальная библиотека, где хранились ценнейшие рукописи со всего света, и которая, согласно свидетельствам современников, уступала по обширности лишь Александрийской. В этот исторический период город входил в состав тюркских держав Караханидов, а затем Хорезмшахов. Причем в Караханидском государстве впервые среди тюрков Центральной Азии официальной религией в X веке был объявлен Ислам. В наши дни развалины родного города Абу Насыра Аль-Фараби входят в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
Аль-Фараби на национальной валюте Казахстана (2003)
Проведя годы юности среди собственного народа, он обрел глубинное понимание его языка и культуры, а также, как и каждый тюрок, научился мастерству верховой езды, владения мечом и стрельбы из лука. В поисках новых знаний он побывал в таких важных городах Туркестана, как Шаш (ныне Ташкент), а также Самарканд и Бухара.
Далее жизненный путь великого ученого вел в столицу Исламского Мира того времени – Багдад. Надо заметить, что в ту эпоху Багдад был не только центром научной мысли мусульманских народов, но возможно и всего мира. Постигая вершины науки бок о бок с крупнейшими мыслителями своего времени, среди которых были знаменитый Абу-Бишр Матта бен-Йунис и Юханна ибн Хайлан, Аль-Фараби впитывает в себя выдающиеся научные и культурные достижения стран Старого Света – Китая, Индии, Европы, и конечно, мусульманского Востока. В частности, он переводит на арабский язык забытые Европой труды Аристотеля, Платона, Евклида, Галена, Александра Афродизийского, Порфирия и многих других древнегреческих классиков. Что не менее важно, Аль-Фараби собственноручно пишет комментарии к своим переводам, которые намного облегчают их понимание, а также раскрывают смысл и дополняют оригинальные труды. Через несколько столетий европейские ученые эпохи Возрождения при изучении древнегреческих авторов активно пользовались именно переводами и комментариями Альфарабиуса или Аввенасра (как называли Абу Насыра Аль-Фараби в Европе), а не исходными произведениями, которые зачастую просто не сохранились к тому времени. Также известно, что именно комментарии Аль-Фараби помогли другому великому ученому Абу Али Ибн Сине в понимании «Метафизики» Аристотеля. Комментарии и переводы Аль-Фараби, которые занимают видное место в его научном наследии, не только облегчили понимание между учеными Востока и Запада, древности и средневековья, но и вдохнули новую жизнь в классические научные труды, сделав их более доступными и востребованными.
Феномен Аль-Фараби заключается именно в том, что спектр научных и творческих интересов этого ученого и мыслителя мирового масштаба был чрезвычайно широк. Оставив богатое наследие в более чем 160 научных трудов, он смог внести фундаментальный вклад во многие области человеческих знаний, таких как математика, филология, химия, биология, астрономия, философия, медицина, логика, социология, политология, юриспруденция, этика и многие другие. Ценность его трудов состоит не только в том, что они являлись прорывными в различных дисциплинах, но и в том, что в них он смог мастерски синтезировать различные науки во имя их служения человеку. Ведь именно независимость суждений тюркского ученого в глубоко религиозной среде и твердая убежденность в том, что наука должна приносить конкретную практическую пользу выделяла не только молодого, но и позднего Аль-Фараби.
Широкую известность в просвещенном мире ему принесли трактаты «О взглядах жителей добродетельного города», «Жемчужины премудрости», «Большая книга музыки», а также философские трактаты. В стремлении систематизировать всеобъемлющие области науки и широту собственных знаний им был написан фундаментальный трактат «Слово о классификации наук». Со временем Аль-Фараби превращается не просто в корифея научной мысли, а в мудрейшего «Великого Учителя», получив почетное имя «Второй Учитель» («Муаллим ассана»), первым традиционно считали Аристотеля, родившегося на двенадцать с половиной столетий раньше.
Примечательно, что Аль-Фараби вкладывал в науку не только практический смысл, но и воспринимал научный прогресс в гармонии с философей, моралью и религиозными нормами, пропагандируя образ добродетельного и всесторонне развитого гражданина: «Тому, кто стремится к истокам науки мудрости, необходимо (с малых ногтей) быть доброго нрава, воспитанным наилучшим образом, изучить Коран и науки Закона в первую очередь. Быть благоразумным, целомудренным, совестливым, правдивым, отталкивающим порок, разврат, измену, ложь, уловки. Быть свободным умом от интересов пропитания, приближаясь к выполнению законных назначений, не нарушая опоры законных основ и не нарушая ни одного из правил сунны и шариата. Стремиться к возвышению в науке и (среди) ученых, не избирая науку ради нескольких достижений и приобретений, (не избирая ее) средством приобретении материальных благ».
В стремении изучения природы мыслей и поступков человека рождены такие труды как «Трактат о сущности души», «Книга о смысле философии», «О смысле разума» и многие другие. Согласно учению Аль-Фараби, знание и материальные богатства без добродетели мертвы. И это актуально во все времена.
Существует информация, что Аль-Фараби владел более чем семьюдесятью языками. Даже принимая во внимание возможные преувеличения в этом вопросе, мы с уверенностью можем утверждать, что ученому покорились десятки языков народов Востока и Запада. Не оставил великий ученый без внимания химию и биологию, поведав миру «О необходимости искусства химии», «Об органах человека» и «Об органах животных».
Любопытно, что в памяти тюркских народов этот ученый во многом остался в качестве великого музыканта, творца «девятиструнной домбры». Например, казахский поэт Магжан Жумабаев в стихотворении «Туркестан», перечисляя великие личности Туркестана пишет следующее:
Кто же посмеет принизить тюркскую музыку,
Когда есть девятиструнная домбра Фараби?
Переливаясь в девяносто девять тонов,
Кого не заставила она пролить слезы утешения?
А в знаменитом издании «Истории Казахской ССР с древнейших времен до наших дней» 1943 года (запрещенном по политическим причинам в советское время) под редакцией профессора Е.Бекмаханова об Аль-Фараби приводится следующая информация: «Являясь сам прекрасным музыкантом, ал-Фараби обогатил теорию музыки новыми идеями. Он разработал теорию ощущения тонов, физические и физиологические основы музыки. Идеи ал-Фараби оказали огромное влияние на развитие не только восточной музыки, но и музыки вообще». И это далеко не удивительно, ведь перу Аль-Фараби принадлежат такие важнейшие труды, как «Большая книга о музыке», являющаяся фундаментальной работой по классификации и описанию музыкальных произведений, «Слово о музыке», а также «Книга о классификации ритмов». Более того, он был искушен и в литературном искусстве, о чем ярко свидетельствуют такие его работы, как «Книга о стихе и риторике» или «Книга об искусстве письма».
Чрезвычайно интересны взгляды Аль-Фараби на управление государством. Он не являлся апологетом теократического государства, настаивая на том, что наука должна служить естественным спутником в решении государственных дел. Религия, несомненно, играющая важную роль в общественной жизни, должна способствовать развитию науки и рациональному решению социальных вопросов. Философия должна выступать надежным спутником правителей, дополняя и объясняя моральные категории, выдвигаемые религией, а также служа в качестве стабилизирующего фактора в поликонфессиональном государстве. Таким образом, в своих политологических трудах, среди которых «Афоризмы государственного деятеля», «Книга изучения общества», «Книга о войне и мирной жизни» и «Гражданская политика» он также учил, что правители должны обладать не только соответствующими полномочиями и компетенцией, но и определенными моральными-нравственными качествами. В правильно управляемом государстве, где во главе угла стоят справедливость и верховенство закона, согласно учению Аль-Фараби, гражданин может самосовершенстоваться и добиться процветания благодаря собственным способностям и трудолюбию, а не только по праву рождения. В таком обществе каждый человек занимается своим делом, выполняет определенную полезную функцию: «Добродетельный город подобен здоровому телу, где все органы которого помогают друг другу с тем, чтобы сохранить жизнь живого существа», - учит Аль-Фараби в одном из своих самых зрелых трудов «Трактате о взглядах жителей добродетельного города».
Разумеется, в ту далекую эпоху прогрессивные взгляды Аль Фараби далеко не всегда получали одобрение теократической верхушки и богословов, которые зачастую считали его вольнудумцем. Все это нисколько не повлияло на его мощнейший авторитет в ученых кругах и среди простых жителей. В 941 году Второй Учитель переезжает в Дамаск по приглашению правителя Алеппо Сайф ад-Даулы Хамдани, который относился с огромным почтением к Аль-Фараби. Оттуда он на некоторое время отправляется в Каир, где заканчивает свою «Гражданскую политику», а затем возвращается в Сирию, где проводит последние годы жизни. Похоронен Аль-Фараби у Малых Ворот Дамаска. Также известно, что во время похорон молитву в его честь читал сам правитель.
Проспект Аль-Фараби в Алматы (Казахстан)
В настоящее время, имя тюркского ученого носит крупнейший университет Казахстана – Казахский национальный университет, улицы городов, установлены памятники в Алматы и Туркестане. Истории жизни Аль-Фараби посвящен художественный роман Ануара Алимжанова «Возвращение учителя» (1979). Изображение Аль-Фараби красовалось на национальной валюте Казахстана тенге образца 1993-2006 годов. В 2007 году между правительствами Казахстана и Сирии подписано соглашение о совместном строительстве мавзолея и историко-культурного центра Аль-Фараби в Дамаске. Возведение данного мемориального комплекса планируется завершить в текущем году.
Богатейшее многогранное наследие Аль Фараби как научного деятеля и духовного учителя еще далеко не изучено в полной мере, оставляя обширное поле для исследований будущих поколений ученых. И, конечно же, учение Аль-Фараби должно служить тюркскому народу в качестве ярчайшего примера стремления к знаниям и прогрессу, сохраняя моральные ценности и высокую степень гражданской ответственности.
Жандос Темиргали, специально для TuranToday.com
Сегодня мы с большой гордостью заявляем, что наш народ славен не только бесчисленными воителями-батырами, грозными и могущественными правителями, но и талантливыми поэтами, и, конечно же, великими учеными, оставившими след в мировой научной мысли.
Одним из самых выдающихся ученых в тюркской истории был человек, полное имя которого звучит как Абу Насыр Мухаммед ибн Мухаммед ибн Тархан ибн Узлак аль-Фараби ат-Тюрки, сокращенно - Абу Насыр Аль-Фараби. Он родился в 870 году в семье тюркского военачальника-тархана Мухаммеда. Место рождения – округ города Фараб (позже известный как Отырар), располагающийся при впадения реки Арыс в Сырдарью, ныне Южный Казахстан.
Для того, чтобы в полной мере осмыслить наследие Аль-Фараби, нужно прежде всего хотя бы вкратце остановиться на самом городе Фарабе. Исходя из археологических исследований, история поселений в Отырарском оазисе насчитывает около двух тысяч лет. Письменные упоминания о Фарабе зафиксированы в древнекитайских источниках и в трудах Клавдия Птолемея. Однако подлинное возвышение Фараба связано с развитием Великого Шелкового Пути, тянувшегося от границ Китая до Ближнего Востока и Европы, и проходившего через земли тюрков. Особенного расцвета город достиг в эпоху «Исламского Ренессанса» IX-XII веков, став крупным торговым, научным и культурным центром. Здесь, помимо сложных фортификационных сооружений, располагались мечети, медресе, монетный двор, базары, бани (также водопровод и канализация), многочисленные мастерские кузнецов, оружейников и ювелиров. Однако бриллиантом города была уникальная библиотека, где хранились ценнейшие рукописи со всего света, и которая, согласно свидетельствам современников, уступала по обширности лишь Александрийской. В этот исторический период город входил в состав тюркских держав Караханидов, а затем Хорезмшахов. Причем в Караханидском государстве впервые среди тюрков Центральной Азии официальной религией в X веке был объявлен Ислам. В наши дни развалины родного города Абу Насыра Аль-Фараби входят в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.
Проведя годы юности среди собственного народа, он обрел глубинное понимание его языка и культуры, а также, как и каждый тюрок, научился мастерству верховой езды, владения мечом и стрельбы из лука. В поисках новых знаний он побывал в таких важных городах Туркестана, как Шаш (ныне Ташкент), а также Самарканд и Бухара.
Далее жизненный путь великого ученого вел в столицу Исламского Мира того времени – Багдад. Надо заметить, что в ту эпоху Багдад был не только центром научной мысли мусульманских народов, но возможно и всего мира. Постигая вершины науки бок о бок с крупнейшими мыслителями своего времени, среди которых были знаменитый Абу-Бишр Матта бен-Йунис и Юханна ибн Хайлан, Аль-Фараби впитывает в себя выдающиеся научные и культурные достижения стран Старого Света – Китая, Индии, Европы, и конечно, мусульманского Востока. В частности, он переводит на арабский язык забытые Европой труды Аристотеля, Платона, Евклида, Галена, Александра Афродизийского, Порфирия и многих других древнегреческих классиков. Что не менее важно, Аль-Фараби собственноручно пишет комментарии к своим переводам, которые намного облегчают их понимание, а также раскрывают смысл и дополняют оригинальные труды. Через несколько столетий европейские ученые эпохи Возрождения при изучении древнегреческих авторов активно пользовались именно переводами и комментариями Альфарабиуса или Аввенасра (как называли Абу Насыра Аль-Фараби в Европе), а не исходными произведениями, которые зачастую просто не сохранились к тому времени. Также известно, что именно комментарии Аль-Фараби помогли другому великому ученому Абу Али Ибн Сине в понимании «Метафизики» Аристотеля. Комментарии и переводы Аль-Фараби, которые занимают видное место в его научном наследии, не только облегчили понимание между учеными Востока и Запада, древности и средневековья, но и вдохнули новую жизнь в классические научные труды, сделав их более доступными и востребованными.
Феномен Аль-Фараби заключается именно в том, что спектр научных и творческих интересов этого ученого и мыслителя мирового масштаба был чрезвычайно широк. Оставив богатое наследие в более чем 160 научных трудов, он смог внести фундаментальный вклад во многие области человеческих знаний, таких как математика, филология, химия, биология, астрономия, философия, медицина, логика, социология, политология, юриспруденция, этика и многие другие. Ценность его трудов состоит не только в том, что они являлись прорывными в различных дисциплинах, но и в том, что в них он смог мастерски синтезировать различные науки во имя их служения человеку. Ведь именно независимость суждений тюркского ученого в глубоко религиозной среде и твердая убежденность в том, что наука должна приносить конкретную практическую пользу выделяла не только молодого, но и позднего Аль-Фараби.
Широкую известность в просвещенном мире ему принесли трактаты «О взглядах жителей добродетельного города», «Жемчужины премудрости», «Большая книга музыки», а также философские трактаты. В стремлении систематизировать всеобъемлющие области науки и широту собственных знаний им был написан фундаментальный трактат «Слово о классификации наук». Со временем Аль-Фараби превращается не просто в корифея научной мысли, а в мудрейшего «Великого Учителя», получив почетное имя «Второй Учитель» («Муаллим ассана»), первым традиционно считали Аристотеля, родившегося на двенадцать с половиной столетий раньше.
Примечательно, что Аль-Фараби вкладывал в науку не только практический смысл, но и воспринимал научный прогресс в гармонии с философей, моралью и религиозными нормами, пропагандируя образ добродетельного и всесторонне развитого гражданина: «Тому, кто стремится к истокам науки мудрости, необходимо (с малых ногтей) быть доброго нрава, воспитанным наилучшим образом, изучить Коран и науки Закона в первую очередь. Быть благоразумным, целомудренным, совестливым, правдивым, отталкивающим порок, разврат, измену, ложь, уловки. Быть свободным умом от интересов пропитания, приближаясь к выполнению законных назначений, не нарушая опоры законных основ и не нарушая ни одного из правил сунны и шариата. Стремиться к возвышению в науке и (среди) ученых, не избирая науку ради нескольких достижений и приобретений, (не избирая ее) средством приобретении материальных благ».
В стремении изучения природы мыслей и поступков человека рождены такие труды как «Трактат о сущности души», «Книга о смысле философии», «О смысле разума» и многие другие. Согласно учению Аль-Фараби, знание и материальные богатства без добродетели мертвы. И это актуально во все времена.
Существует информация, что Аль-Фараби владел более чем семьюдесятью языками. Даже принимая во внимание возможные преувеличения в этом вопросе, мы с уверенностью можем утверждать, что ученому покорились десятки языков народов Востока и Запада. Не оставил великий ученый без внимания химию и биологию, поведав миру «О необходимости искусства химии», «Об органах человека» и «Об органах животных».
Любопытно, что в памяти тюркских народов этот ученый во многом остался в качестве великого музыканта, творца «девятиструнной домбры». Например, казахский поэт Магжан Жумабаев в стихотворении «Туркестан», перечисляя великие личности Туркестана пишет следующее:
Кто же посмеет принизить тюркскую музыку,
Когда есть девятиструнная домбра Фараби?
Переливаясь в девяносто девять тонов,
Кого не заставила она пролить слезы утешения?
А в знаменитом издании «Истории Казахской ССР с древнейших времен до наших дней» 1943 года (запрещенном по политическим причинам в советское время) под редакцией профессора Е.Бекмаханова об Аль-Фараби приводится следующая информация: «Являясь сам прекрасным музыкантом, ал-Фараби обогатил теорию музыки новыми идеями. Он разработал теорию ощущения тонов, физические и физиологические основы музыки. Идеи ал-Фараби оказали огромное влияние на развитие не только восточной музыки, но и музыки вообще». И это далеко не удивительно, ведь перу Аль-Фараби принадлежат такие важнейшие труды, как «Большая книга о музыке», являющаяся фундаментальной работой по классификации и описанию музыкальных произведений, «Слово о музыке», а также «Книга о классификации ритмов». Более того, он был искушен и в литературном искусстве, о чем ярко свидетельствуют такие его работы, как «Книга о стихе и риторике» или «Книга об искусстве письма».
Чрезвычайно интересны взгляды Аль-Фараби на управление государством. Он не являлся апологетом теократического государства, настаивая на том, что наука должна служить естественным спутником в решении государственных дел. Религия, несомненно, играющая важную роль в общественной жизни, должна способствовать развитию науки и рациональному решению социальных вопросов. Философия должна выступать надежным спутником правителей, дополняя и объясняя моральные категории, выдвигаемые религией, а также служа в качестве стабилизирующего фактора в поликонфессиональном государстве. Таким образом, в своих политологических трудах, среди которых «Афоризмы государственного деятеля», «Книга изучения общества», «Книга о войне и мирной жизни» и «Гражданская политика» он также учил, что правители должны обладать не только соответствующими полномочиями и компетенцией, но и определенными моральными-нравственными качествами. В правильно управляемом государстве, где во главе угла стоят справедливость и верховенство закона, согласно учению Аль-Фараби, гражданин может самосовершенстоваться и добиться процветания благодаря собственным способностям и трудолюбию, а не только по праву рождения. В таком обществе каждый человек занимается своим делом, выполняет определенную полезную функцию: «Добродетельный город подобен здоровому телу, где все органы которого помогают друг другу с тем, чтобы сохранить жизнь живого существа», - учит Аль-Фараби в одном из своих самых зрелых трудов «Трактате о взглядах жителей добродетельного города».
Разумеется, в ту далекую эпоху прогрессивные взгляды Аль Фараби далеко не всегда получали одобрение теократической верхушки и богословов, которые зачастую считали его вольнудумцем. Все это нисколько не повлияло на его мощнейший авторитет в ученых кругах и среди простых жителей. В 941 году Второй Учитель переезжает в Дамаск по приглашению правителя Алеппо Сайф ад-Даулы Хамдани, который относился с огромным почтением к Аль-Фараби. Оттуда он на некоторое время отправляется в Каир, где заканчивает свою «Гражданскую политику», а затем возвращается в Сирию, где проводит последние годы жизни. Похоронен Аль-Фараби у Малых Ворот Дамаска. Также известно, что во время похорон молитву в его честь читал сам правитель.
В настоящее время, имя тюркского ученого носит крупнейший университет Казахстана – Казахский национальный университет, улицы городов, установлены памятники в Алматы и Туркестане. Истории жизни Аль-Фараби посвящен художественный роман Ануара Алимжанова «Возвращение учителя» (1979). Изображение Аль-Фараби красовалось на национальной валюте Казахстана тенге образца 1993-2006 годов. В 2007 году между правительствами Казахстана и Сирии подписано соглашение о совместном строительстве мавзолея и историко-культурного центра Аль-Фараби в Дамаске. Возведение данного мемориального комплекса планируется завершить в текущем году.
Богатейшее многогранное наследие Аль Фараби как научного деятеля и духовного учителя еще далеко не изучено в полной мере, оставляя обширное поле для исследований будущих поколений ученых. И, конечно же, учение Аль-Фараби должно служить тюркскому народу в качестве ярчайшего примера стремления к знаниям и прогрессу, сохраняя моральные ценности и высокую степень гражданской ответственности.
Жандос Темиргали, специально для TuranToday.com