RU EN TR UA

В ближайшие годы разрыв между Казахстаном и Россией будет усиливаться - эксперт (интервью)

16 октября 2012 г. • 12:38
Интервью с общественным деятелем из Казахстана Аскаром Умаровым (Аскар Кумыран). Тема: вектор отношений Казахстан-Россия-Тюркский мир в свете недавних заявлений президента Казахстана Нурсултана Назарбаева о тюркском единстве.

- Аскар-бей, ни для кого не секрет, что из всех тюркских стран Казахстан наиболее лоялен к Москве. Можно ли утверждать, что недавние заявления президента Казахстана говорят о конце этой лояльности?

- Провозглашенная Казахстаном официальная многовекторная политика предполагает лояльность ко всем крупным державам мира. При этом, следует учитывать, что самая протяженная граница в мире с Россией заставляют Казахстан очень тонко лавировать в отношениях с нынешним кремлевским руководством. Тем более, что в начале 90-х у нас вполне могли произойти сценарии по аналогии с Приднестровьем и Южной Осетией. Ведь казахи на момент провозглашения независимости составляли в собственной стране всего 38 процентов и здесь нужно отдать должное политическому гению Назарбаева, что он смог построить государство без серьезных потрясений. Поэтому лояльность существует и она продиктована суровой необходимостью и вопросами безопасности страны.

За годы независимости Казахстан окреп и не хочет быть чьим-то вассалом, а желает вести самостоятельную внешнюю политику. Даже если это вопрос интеграционных проектов с Россией. Выросли новые элиты, вернулась молодежь, получившая образование в вузах Западной Европы, открылись альтернативные источники информации. И большинство населения начинает понимать, что неправильно двигаться в фарватере только одной региональной страны, где в руководстве много ностальгирующих по имперским временам. Приходит пора делать цивилизационный выбор, который необходим для таких государств как Казахстан. И здесь выбирать основных партнеров нужно очень тщательно.

Равноправные добрососедские отношения - вот чего нам достаточно на сегодня в отношениях с Россией. Но к этому Кремль, зараженный идеей неосоветизма, не готов. Поэтому если интеграционные процессы будут продолжаться как игра в футбол в одни ворота, то лояльным может перестать быть не только Казахстан, но и более близкая Беларусь.

- Совсем недавно президент Казахстана был с визитом в Москве. Там Назарбаев выразил поддержку идее создания Единого экономического пространства с Россией. Как сочетаются заявления, сделанные в Москве и Стамбуле?

- Казахстан всегда стоял за взаимовыгодную экономическую интеграцию. И во время визита в Москву Нурсултан Назарбаев это подтвердил. И нельзя допускать перегибов со стороны желающих удовлетвотрить свои неосоветские и неоимперские потребности, превращая экономическую интеграцию в политическую. И ведь часто выдают желаемое за действительное, как это было в случае с московским проектом Евразийского парламента. Еще раз повторюсь казахско-российская граница самая протяженная в мире. С соседом надо жить в дружбе. Поэтому экономическое сотрудничество важно. Но другой вопрос, чтобы не допускать превращения в угоду политическим амбициям любого экономического сотрудничества в фикцию.

Тот же Таможенный союз можно было бы выстроить на равных правах. При условии, что доля поступлений от пошлин у России выше. И чтобы каждая страна имела равный голос. Строить нормальную региональную экономическую структуру без намеков на политику.

Казахстан достаточно самостоятельная страна, несмотря на свою толерантность и миролюбивость. И ее Лидер никогда не поступится с суверенитетом в пользу чьих-то нездоровых политических амбиций. Казахстан никогда не станет Татарстаном или Башкортостаном, где с некоторых пор отменены всеобщие выборы Президента и главу республики назначают и утверждают в Москве. За 20 лет наши элиты и народ вкусили свободы и независимости, и не захотят иметь над собой какого-либо «старшего брата» или чужой центр.

Поэтому был совершен демарш Карина-Ашимбаева против идеи Евразийского парламента в период визита Владимира Путина в Казахстан. И после этого даже нормальные слова Н. Назарбаева о единстве тюркских народов и колониализме почему-то были восприняты в России, авторами провластных изданий в штыки. Хотя ничем ей не угрожают.

- Можно ли из слов президента Назарбаева о "колониальной политике России в Казахстане" сделать вывод, что Астана больше не допустит сильного сближения с Москвой?

- Нурсултан Абишевич сказал, что Казахстан был колонией Российской империи и СССР в прошедшем времени. Но, на мой взгляд, и сейчас некоторые силы не прочь возродить неколониальную политику в Казахстане. Что в принципе неприемлемо. Президент Казахстана всегда старался осуществить мягкий развод с советским и колониальным прошлым, заслужив славу главного интегратора на постсоветском пространстве. Т.е. он максимально пытался облегчить жизнь бывшим советским гражданам. Достаточно вспомнить инициированную им программу «10 простых шагов навстречу простым людям». По сути политика Назарбаева это попытка мягкой деколонизации. То есть все для облегчения жизни людей.

Но, к сожалению, сегодня внутри России резко возросла риторика великодержавного шовинизма, которая отображается и на внешней политике. Понятно, что в Казахстане это вызвало резкое отторжение и думаю, что процессы деколонизации могут быть ускорены. И в Кремле некоторые силы своими нездоровыми амбициями этому только способствуют. И в ближайшие годы разрыв будет усиливаться. Это объективно.

Москва могла бы поучиться у той же Анкары, как нужно работать, чтобы заслужить статус братской страны. Если хотели бы работать с Казахстаном по-настоящему, то хотя бы в одном российском вузе открыли отделение на казахском языке. Даже в Варшавском университете учат казахскому. А в Кремле все еще думают, что будущие казахские элиты будут продолжать общаться с ними на русском языке. Словно их не учит опыт того же Азербайджана, когда на переговорах с российской стороной приходится использовать переводчика. Кремль, вернее определенные силы там, сами устроили отторжение Казахстана.

- Какова, на Ваш взгляд, возможная реакция Москвы на это заявление президента Казахстана?

- Реакцию мы уже видим и она предсказуема. Как это было уже в случае с Грузией, Украиной и Беларусью. Обливание грязью. На большее Кремль не способен. Ну, может еще фактор «Онищенко» сыграет, но тогда прощай Таможенный союз на веки веков. А это последняя игрушка России, позволяющая думать, что она все еще великая держава. Сегодня Казахстан важен для России, но не Россия для Казахстана. В лице Акорды (резиденция Назарбаева) Кремль имеет единственного реального союзника. Остальные не так важны. Беларусь в изоляции, Армения не авторитетна. Науру с Никарагуа? Или КНДР? Получается, что потеря Казахстана как союзника серьезно понизит внешнеполитические рейтинги России. Поэтому здравомыслящие люди в Кремле побегут убеждать «ястребов», что нужно менять формат взаимоотношений с Акордой.

Я бы посоветовал пригласить в Таможенный союз и в Единое экономическое пространство Турецкую Республику, расширить деятельность этих интеграционных объединений. Это также позволило бы помочь нашим братьям в России сохранить этническую идентичность. Ведь тюркизм несет в себе культурно-гуманитарные идеи, которые не угрожают какому-либо государству. И он мог бы полезен России, поскольку она сама почти наполовину тюркская страна. Сам тюркизм как идеология появился на территории Российской империи и был создан чиновником от образования кырымлы тюрком Исмаилом Гаспринским.

И какой бы не была реакция Москвы, тюркский тренд в Казахстане запущен Главой государства и, как мы видим из замеров общественного мнения, получает большую поддержку внутри страны. По сути, мы с вами являемся свидетелями ренессанса новой тюркской гуманитарной мысли. Тюркизма эпохи Назарбаева. И Москве ради собственной устойчивости лучше с этим согласиться. В любом случае возврата назад уже не будет.