RU EN TR UA

Казарян стал в Якутии персоной нон грата

30 апреля 2013 г. • 20:43
Один из выступивших у нас авторов заявил:

«Проблема Казаряна уже стала общественно значимой и своеобразным стресс-тестом, с помощью которых проверяют устойчивость структур в критических ситуациях. Поэтому продолжающееся молчание республиканских властей только убеждает общество в том, что влияние богатой армянской диаспоры для председателей общественных палат, ректоров и власть имущих важнее, чем справедливое возмущение народа. Но я убежден, что Президент Республики Саха (Якутия) Егор Борисов вникнет в ситуацию и примет устраивающее общество решение».

***

Как стало известно SakhaLife, принципиальное решение по Казаряну было принято давно, просто ждали подходящего случая – негоже главе республики просто взять и начать комментировать провокационные, иначе и не сказать, утверждения Казаряна.

А удобный момент долго не представлялся – президент Республики Саха (Якутия) Егор Борисов был занят важными делами: одна только подготовка к выездному заседанию Государственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области с участием половины федерального правительства заняла очень много времени и сил.

И вот во время прямого эфира 24 апреля Борисов, наконец, получил возможность публично заявить:

«Речь идет о исторических или легендарных личностях, образы которых создавали люди, поколения, речь в частности о Василии Манчаары. В сознании тех людей информация превратилась в легенду. Этот человек стал национальным героем, независимо от того, кто был изначально заложен. Он стал национальным героем, который воспринимается поколениями, разными людьми, в частности народом саха.

Во всех народах мира есть такие герои: Робин Гуд у англичан, Салават Юлаев – у башкир, Стенька Разин – у русского народа. Мы не можем с колокольни сегодняшнего дня проанализировать и делать какие-то выводы. Люди, которые берутся за это дело, должны думать, какие последствия будут – реакция людей, реакция народа

Я уважаю Казаряна как специалиста, но он не должен был давать такую оценку. Это показывает его уровень и его отношение не только к истории, но и к народу».

Далее Борисов сказал:

«Как президент республики, я против, чтобы Казарян участвовал в подготовке издания “Истории Якутии”...»

***

Оказывается, Казарян был давно выведен из состава Редакционного Совета по подготовке к изданию научного труда «История Якутии». Вместо него главу о политической ссылке будет писать историк Петр Троев, который известен своими трудами по истории политссылки в Якутии. Эту информацию до поры до времени не оглашали, чтобы об этом публично объявил глава республики.

Пока близкие к власти люди знали и хранили молчание, общественность не понимала и возмущалась.

Высказываниями Казаряна возмущались не только саха, как можно было подумать. Представители других этносов тоже выражали свою негативную оценку.

В Интернет-газете «Аартык» председатель киргизской общины Эсен Сайдыкулов жестко сказал: «Высказывания Казарян возмутительны и вызывают протест у представителей всех проживающих в Якутии национальностей».

Также в «Аартык» руководитель ингушского национально-культурного объединения «Вайнах» Идрис Тангиев заявил: «Этот с позволения сказать «профессор» – самый настоящий провокатор! Совершенно не понимаю, как люди с таким образом мышления и с таким поведением могут работать в университете?! Казаряна сами свои же армяне ненавидят… От имени 4 тысяч ингушей я требую, чтобы Казаряна выслали из Якутии!»

Общественность заметила, что депутаты Ил Тумэна, кроме Егора Жиркова, назвавшего Казаряна «аморальной личностью», почему-то все отмалчиваются, когда их спрашивают о Казаряне.

SakhaLife брал интервью у народного депутата Республики Саха (Якутия) Сергея Ларионова, чтобы узнать его мнение по высказываниям Казаряна.

Сергей Ларионов, русский по национальности, откровенно сказал: «Некоторые утверждают, что Казарян имеет право на свое мнение и высказывался в рамках полемики по определенному вопросу, в рамках своей компетенции.

Я не думаю, что когда Казарян утверждает, что Манчары – уголовная мразь, то он ведет «научную» полемику. Считаю, что он просто-напросто оскорбляет якутский народ, и не только саха, он оскорбляет всех якутян, для которых исторические герои Якутии – часть самосознания, мировосприятия.

Я, как и многие русские якутяне, родился, вырос и состоялся в Якутии. И национальные герои моей малой родины – и мои герои тоже. Русский Дежнев, саха Ойунский, латыш Байкалов – все они для якутян значимые исторические герои. Что касается Манчаары – им восхищались русские дворяне, о нем они первыми начали писать рассказы и поэмы, это о многом говорит, согласитесь.

Поэтому я решительно не согласен с высказываниями Казаряна. Его утверждения не находят отклика ни у кого из здравомыслящих людей, независимо от национальности. А если находятся те, кто его поддерживает – это говорит только об их близорукости».

Эти слова Ларионова SakhaLife собирался опубликовать в конце марта, но он стал участником праймериз. Мы обсудили и решили, что если эта его позиция станет известна до окончания праймериз, то найдутся те, кто в угоду сиюминутным политическим интересам попытается поставить все с ног на голову, и представить позицию действующего депутата как некое заигрывание с саха, и поставит его искренность под сомнение. И потому решили отложить публикацию до конца апреля. Теперь, когда праймериз завершен, и Ларионов, к слову сказать, одержал убедительную победу, можно и предать гласности его слова, пусть и весьма резкие.

***

Некоторые члены Общественной Палаты республики и ректор университета вместе со своими придворными поэтами могут защищать Казаряна.

Но для общественности Казарян стал персоной нон грата.

На исключение Казаряна из состава Редсовета по подготовке нового труда «История Якутии» повлияла также твердая позиция ученой общественности, решительно осудившей Казаряна.

А теперь, после прямого эфира, когда президент Республики Саха (Якутия) однозначно обозначил свою позицию, Казарян стал персоной нон грата и во властных коридорах.

И это должно стать предостережением всяким провокаторам, желающим сыграть на деликатной теме национальных отношений, включая некоторых журналистов, с понятной целью берущих интервью у одиозных личностей.

Якутия – один из редких регионов, где уважительное отношение наций друг к другу в целом сохраняется и бережется и властью, и обществом. У нас одно Российское государство, у нас одно будущее – вместе держаться на волнах глобализации.

И поэтому на провокации разных там казарянов и их защитников и подстрекателей реакция общественности должна быть только одной – решительное осуждение.

И власть, как мы убедились, поддержит общество в такой резкой реакции неприятия провокаций.

Андрей Константинов
Источник: ИА SakhaLife