Столетняя война батыра Барака
25 апреля 2017 г.
• 11:30
Казахи - народ батыров. Абсолютно в каждом казахском роду рождались славные воины, защищавшие казахскую землю и казахский народ от врагов. Более того, геройство было своего рода залогом выживания и процветания в Великой Степи.
На сегодняшний день, имена некоторых батыров на слуху у всего народа, в то время как ряд имен наиболее значимых в общенародном масштабе батыров, на мой взгляд, незаслуженно забыты, либо недостаточно хорошо известны. Одним из таких батыров является легендарный Барак-батыр.
Барақ СатыбалдыұлыБарақ Сатыбалдыұлы (1743-1840) происходил из рода Табын (подрод Шөмішті) племенного объединения Жетыру, входящего в Младший Жуз казахов.
Упорная и кровавая вековая война казахов против джунгар-калмыков вступила в завершающую стадию. В 1760 году войска всех трех Жузов собрались для разгрома калмыков, обосновавшихся на Едиле (Волга) и претендовавших на территорию Западного Казахстана. Однако, многие именитые батыры к тому моменту пребывали уже в преклонном возрасте. На поединок (жекпе-жек) против предводителя калмыков прославленного военачальника по имени Алакөбек неожиданно вызвался семнадцатилетний джигит по имени Барақ.
Получив благословение от аксакалов и военачальников, Барак побеждает главаря калмыкского войска, отрубив ему голову. Воодушевленная казахская армия одерживает полную победу. После этих событий Барак во главе казахских войск не раз идет в поход на калмыков и одерживает победы, изгоняя захватчиков с родной земли. В частности, в тот период были разгромлены войска хана Сыбана (Спан), старшего брата калмыкского батыра Алакобека, продолжающего дело последнего по захвату казахских земель и стремящегося отомстить Бараку. Имеются сведения, что при изгнании калмыков за реку Жаик было захвачено 40 тысяч лошадей.
В 1771 году калмыки двинулись из Волжского региона на земли предков в Джунгарию. В ходе так называемого Пыльного похода калмыков, имевших хорошо вооруженную и боеспособную армию, через территорию Казахстана ими повсеместно были совершены нападения на казахские аулы. Барак-батыр был одним из тех, кто возглавлял войска, наносившие неприятелю громадный урон и не дававшие нападать на мирное казахское население. В итоге, после боевых столкновений с казахами до Джунгарии добралась лишь десятая часть из 200 тысяч человек, двинувшихся из волжских земель.
БекетБратскую дружбу батыр Барак имел с духовным учителем казахского народа Бекетом Мырзагулулы (1750-1813). Вместе они участвовали в походах, вместе делили радости и трудности. Согласно легенде, даже если духовный учитель не участвовал в какой-либо из битв, дух и лик Бекета присутствовал во всех походах Барак-батыра, неизменно принося победу казахскому войску. Недаром, имя Бекет-ата считается святым (аулие) среди народа.
Неспокойными были и южные рубежи казахских земель. Хан Хивы обращается к очень влиятельному на тот момент батыру Бараку с просьбой о помощи. Войска иранского шаха Надира напали на Хивинское ханство, учиняя разгром, взяв плен огромное количество людей, имущество и скот, ушли в сторону Ирана. Казахское войско во главе с Барак-батыром пересекло Каракумы и учинило разгром иранской армии, освободив мирное население и вернув украденное имущество союзной Хиве.
СырымПервоначально, народно-освободительная война батыра Барака шла рукой об руку с войной другого великого батыра Сырыма Датұлы (1712-1802). Батыр Барак и его войско участвовало во всех значительных сражениях того времени: против калмыкских ханов, против шаха Ирана и Российской империи. В частности, в отчете Уральского военного совета (1785) сообщается о сражении соединений царской армии против отрядов батыров Сырыма (2700 воинов), Барака (2000 воинов) и Тіленші (1500 воинов).
Об ожесточенных боях царских карательных отрядов против трех тысяч воинов батыра Барака близ Оренбургской крепости докладывал (1789) Екатерине II военный губернатор Оренбурга О.А.Игельстром, отмечавший силу и дух войск батыра. Успешные военные действия войск батыров Барака и Сырыма против царской армии (1783-1797) значительным образом сдерживали колонизацию казахских земель, сохранив даже территории на правом берегу реки Жаик (Урал).
АсауБлижайшим сподвижником Барак-батыра являлся его сын Асау (1763-1866). Недаром, с высоты сегодняшнего дня два этих имени неизменно стоят рядом.
В 1810 году царское правительство снова накладывает запрет на использование казахами рек Едиль (Волга), Жаик (Урал) и Елек. На этот раз Батыры Барак и Асау, а также повзрослевший сын Асау Дәуіт Асауұлы (1787-1874) активно участвуют в масштабных народных восстаниях.
Военачальники Асау Барақұлы и Дәуіт Асауұлы также участвуют и в антиколониальных восстаниях под руководством батыра Жоламана Тіленшіұлы, которые проходили в Западном Казахстане в 20-30-е годы XIX века. Вместе с родственниками в народно-освободительных войнах участвуют и другой сын Барак-батыра Қитар, а также сын Қитара по имени Шындауыл.
Батыр Дәуіт Асауұлы достойно продолжил дело отца и деда. Современник и побратим другого знаменитого батыра Есета Көтібарұлы оборонял от врагов обширную территорию современного Западного Казахстана и прилегающих земель. Вместе с Есет-батыром руководил восстанием 1855-1856 годов против царского правительства.
В 1868 году вспыхнуло Торгайское антиколониальное восстание, одним из руководителей и идейных вдохновителей которого был Дәуіт Асауұлы. Руководители восстания заключили союз с Хивинским ханством и Османской империей. В 1869 году восстание было жесточайшим образом подавлено генерал-майором Веревкиным. Многие участники восстания ушли на территорию Хивы. Оставшиеся подверглись репрессиям.
Антиколониальная война казахского народа против Российской империи является лейтмотивом эпической поэмы "Асау-Барақ". В ней, в частности, повествуется о том, что Барак освобождает из российского плена султана Айшуака, сына Нуралы-хана. Данная поэма известна во всех регионах Казахстана и имеет несколько вариантов по версиям акына Тілеумағанбета Аманжолұлы и других.
В первой части поэмы "Асау-Барақ" говорится о казахско-калмыкских войнах, о поединке батыров Барака и Алакобека, а также о том, как жаждущий отмщения калмыкский хан Сыбан вызывает Барака на смертельный поединок и проигрывает ему. Во второй части говорится об участии батыров Барака и Асау в антиколониальной войне против России вместе с Сырымом, Тіленші, Жиеншора, Жанболатом и другими батырами. В последующих частях говорится о походе против шаха Ирана и других войнах, в которых участвовали батыры.
Таким образом, вооруженная борьба трех поколений знаменитых батыров, которую начал семнадцатилетний Барак в 1760 году, продолжалась более столетия (!) и завершилось Торгайским антиколониальным восстанием 1868-1869 годов, которое организовал его внук Дәуіт. А имя легендарного батыра Барака, защищавшего казахскую землю от Мангыстау до Оренбурга, Жаика и Едиля, превратилось в родовой уран.
Батыры Барак и Асау похоронены на территории нынешнего Бейнеуского района Мангыстауской области. В 1993 году на этом месте возведен мавзолей, а в 2010 году открыта мечеть на 500 человек. Батыр Дәуіт Асауұлы похоронен близ города Конырат, нынешний Каракалпакстан.
Жандос Темиргали, специально для TuranToday.com
На сегодняшний день, имена некоторых батыров на слуху у всего народа, в то время как ряд имен наиболее значимых в общенародном масштабе батыров, на мой взгляд, незаслуженно забыты, либо недостаточно хорошо известны. Одним из таких батыров является легендарный Барак-батыр.
Барақ СатыбалдыұлыБарақ Сатыбалдыұлы (1743-1840) происходил из рода Табын (подрод Шөмішті) племенного объединения Жетыру, входящего в Младший Жуз казахов.
Упорная и кровавая вековая война казахов против джунгар-калмыков вступила в завершающую стадию. В 1760 году войска всех трех Жузов собрались для разгрома калмыков, обосновавшихся на Едиле (Волга) и претендовавших на территорию Западного Казахстана. Однако, многие именитые батыры к тому моменту пребывали уже в преклонном возрасте. На поединок (жекпе-жек) против предводителя калмыков прославленного военачальника по имени Алакөбек неожиданно вызвался семнадцатилетний джигит по имени Барақ.
Получив благословение от аксакалов и военачальников, Барак побеждает главаря калмыкского войска, отрубив ему голову. Воодушевленная казахская армия одерживает полную победу. После этих событий Барак во главе казахских войск не раз идет в поход на калмыков и одерживает победы, изгоняя захватчиков с родной земли. В частности, в тот период были разгромлены войска хана Сыбана (Спан), старшего брата калмыкского батыра Алакобека, продолжающего дело последнего по захвату казахских земель и стремящегося отомстить Бараку. Имеются сведения, что при изгнании калмыков за реку Жаик было захвачено 40 тысяч лошадей.
В 1771 году калмыки двинулись из Волжского региона на земли предков в Джунгарию. В ходе так называемого Пыльного похода калмыков, имевших хорошо вооруженную и боеспособную армию, через территорию Казахстана ими повсеместно были совершены нападения на казахские аулы. Барак-батыр был одним из тех, кто возглавлял войска, наносившие неприятелю громадный урон и не дававшие нападать на мирное казахское население. В итоге, после боевых столкновений с казахами до Джунгарии добралась лишь десятая часть из 200 тысяч человек, двинувшихся из волжских земель.
БекетБратскую дружбу батыр Барак имел с духовным учителем казахского народа Бекетом Мырзагулулы (1750-1813). Вместе они участвовали в походах, вместе делили радости и трудности. Согласно легенде, даже если духовный учитель не участвовал в какой-либо из битв, дух и лик Бекета присутствовал во всех походах Барак-батыра, неизменно принося победу казахскому войску. Недаром, имя Бекет-ата считается святым (аулие) среди народа.
Неспокойными были и южные рубежи казахских земель. Хан Хивы обращается к очень влиятельному на тот момент батыру Бараку с просьбой о помощи. Войска иранского шаха Надира напали на Хивинское ханство, учиняя разгром, взяв плен огромное количество людей, имущество и скот, ушли в сторону Ирана. Казахское войско во главе с Барак-батыром пересекло Каракумы и учинило разгром иранской армии, освободив мирное население и вернув украденное имущество союзной Хиве.
СырымПервоначально, народно-освободительная война батыра Барака шла рукой об руку с войной другого великого батыра Сырыма Датұлы (1712-1802). Батыр Барак и его войско участвовало во всех значительных сражениях того времени: против калмыкских ханов, против шаха Ирана и Российской империи. В частности, в отчете Уральского военного совета (1785) сообщается о сражении соединений царской армии против отрядов батыров Сырыма (2700 воинов), Барака (2000 воинов) и Тіленші (1500 воинов).
Об ожесточенных боях царских карательных отрядов против трех тысяч воинов батыра Барака близ Оренбургской крепости докладывал (1789) Екатерине II военный губернатор Оренбурга О.А.Игельстром, отмечавший силу и дух войск батыра. Успешные военные действия войск батыров Барака и Сырыма против царской армии (1783-1797) значительным образом сдерживали колонизацию казахских земель, сохранив даже территории на правом берегу реки Жаик (Урал).
АсауБлижайшим сподвижником Барак-батыра являлся его сын Асау (1763-1866). Недаром, с высоты сегодняшнего дня два этих имени неизменно стоят рядом.
В 1810 году царское правительство снова накладывает запрет на использование казахами рек Едиль (Волга), Жаик (Урал) и Елек. На этот раз Батыры Барак и Асау, а также повзрослевший сын Асау Дәуіт Асауұлы (1787-1874) активно участвуют в масштабных народных восстаниях.
Военачальники Асау Барақұлы и Дәуіт Асауұлы также участвуют и в антиколониальных восстаниях под руководством батыра Жоламана Тіленшіұлы, которые проходили в Западном Казахстане в 20-30-е годы XIX века. Вместе с родственниками в народно-освободительных войнах участвуют и другой сын Барак-батыра Қитар, а также сын Қитара по имени Шындауыл.
Батыр Дәуіт Асауұлы достойно продолжил дело отца и деда. Современник и побратим другого знаменитого батыра Есета Көтібарұлы оборонял от врагов обширную территорию современного Западного Казахстана и прилегающих земель. Вместе с Есет-батыром руководил восстанием 1855-1856 годов против царского правительства.
В 1868 году вспыхнуло Торгайское антиколониальное восстание, одним из руководителей и идейных вдохновителей которого был Дәуіт Асауұлы. Руководители восстания заключили союз с Хивинским ханством и Османской империей. В 1869 году восстание было жесточайшим образом подавлено генерал-майором Веревкиным. Многие участники восстания ушли на территорию Хивы. Оставшиеся подверглись репрессиям.
Антиколониальная война казахского народа против Российской империи является лейтмотивом эпической поэмы "Асау-Барақ". В ней, в частности, повествуется о том, что Барак освобождает из российского плена султана Айшуака, сына Нуралы-хана. Данная поэма известна во всех регионах Казахстана и имеет несколько вариантов по версиям акына Тілеумағанбета Аманжолұлы и других.
В первой части поэмы "Асау-Барақ" говорится о казахско-калмыкских войнах, о поединке батыров Барака и Алакобека, а также о том, как жаждущий отмщения калмыкский хан Сыбан вызывает Барака на смертельный поединок и проигрывает ему. Во второй части говорится об участии батыров Барака и Асау в антиколониальной войне против России вместе с Сырымом, Тіленші, Жиеншора, Жанболатом и другими батырами. В последующих частях говорится о походе против шаха Ирана и других войнах, в которых участвовали батыры.
Таким образом, вооруженная борьба трех поколений знаменитых батыров, которую начал семнадцатилетний Барак в 1760 году, продолжалась более столетия (!) и завершилось Торгайским антиколониальным восстанием 1868-1869 годов, которое организовал его внук Дәуіт. А имя легендарного батыра Барака, защищавшего казахскую землю от Мангыстау до Оренбурга, Жаика и Едиля, превратилось в родовой уран.
Батыры Барак и Асау похоронены на территории нынешнего Бейнеуского района Мангыстауской области. В 1993 году на этом месте возведен мавзолей, а в 2010 году открыта мечеть на 500 человек. Батыр Дәуіт Асауұлы похоронен близ города Конырат, нынешний Каракалпакстан.
Жандос Темиргали, специально для TuranToday.com