RU EN TR UA

Тюрки стали защитниками и спасителями ислама

3 октября 2012 г. • 11:08
Тюрки не смогли воспринять индуизм и конфуцианство, ибо они не верили, что Бог требует нарушение равенства.

В то же время, к примеру, в древности уйгуры приняли буддизм и манихейство. При этом Уйгурский каганат стал единственным государством в истории, в котором официальной религией было провозглашено именно манихейство. Об этом и прочих религиозных традициях тюрков пишет в газете "Anayurt" (Турция) Мустафа Невруз Сынаджи.

По мнению автора, что же касается иудаизма, христианства и ислама, то их влияние на тюркское мировоззрение осуществлялось поэтапно.

Сынаджи, называя венгров народом тюркского происхождения, отмечает, что они приняли христианство, в то же время Хазарский каганат (хазары) избрал своей государственной религией - иудаизм.

Но именно с распространением исламской религии автор связывает укрепление национальной идентичности у тюрков.

"Единственным соперником и врагом тюркской идентичности в описываемый период была китайская идентичность", - отмечает Сынаджи, намекая на то, что в противостоянии с китайским самосознанием ислам помог тюрку остаться самим собой.

Вместе с тем, крепкий союз тюркства и ислама был выгоден не только тюркам, но и мусульманскому миру.

"После того, как тюрки-огузы приняли ислам, войдя в Анатолию и на Ближний Восток, тюрки спасли ислам от крестоносцев. Кроме того, задолго до этого момента были кыпчаки, которые защищали и поддерживали Государство Аббасидов. Начиная с 900-х годов, тюрки стали защитниками и спасителями ислама", - пишет Сынаджи.

Особое же внимание автор уделил периоду завоеваний Чингиз хана. По мнению Сынаджи, именно тогда сформировались основы религиозной терпимости, которые впоследствии станут характерны для тюрков.

Прежде всего, автор отметил интересный факт - действия великого тюркского завоевателя Чингиз хана сочетали в себе элементы буддизма и ислама, хотя сам Чингиз хан не был ни буддистом, ни мусульманином, а поклонялся лишь единому Богу - Тенгри.

Так, Сынаджи пишет, что Чингиз хан уединился на вершине горы Бурхан-Халдун и три дня непрерывно читал молитвы и Бог даровал ему особую благодать - "кут". У буддистов Бурхан-Халдун является священной горой, в то же время, уединение в горах и чтение молитв - схоже с ниспосланием божественного откровения (Корана) пророку Мухаммеду (с.а.с.). Ну а дарование "кута" - это тенгрианство.

"В период Чингиз хана пустыня Средней Азии превратилась в мировой центр, поскольку здесь побывали все цивилизации, государства, религии, которые поклонялись Великому хану. Чингиз хан принимал в свое войско представителя любой религии, также как для каждой религии строил храм и позволял каждому жить своей верой", - отметил Сынаджи, подчеркнув тем самым истоки зарождения толерантности в тюркской среде.