RU EN TR UA

Назарбаев о новом формате в Центральной Азии: «третий - лишний»

15 марта 2018 г. • 15:17

Но вот кто, по Назарбаеву, "третий", пока не совсем ясно...


Решать вопросы Центральной Азии можно и без третьих лиц, заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на встрече со своим кыргызским коллегой Сооронбаем Жээнбековым в Астане.

По словам Назарбаева, сегодня главы пяти государств Центральной Азии встретятся, чтобы обсудить экономику, торговлю, инфраструктуру, логистику и другие вопросы. "Чтобы решать вопросы Центральной Азии, третьи лица не нужны. Мы и сами можем все вопросы решить, для этого и встречаемся", - добавил он.

Напомним, сегодня в Астане состоится рабочая встреча глав государств Центральной Азии. Это первый такого рода саммит за годы обретения странами региона независимости от Москвы. В рабочей встрече примут участие президенты Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана, а Туркменистан будет представлять глава парламента.

Третий - лишний. Намек на Москву или Вашингтон?


Несмотря на прежние заявления о том, что речь вовсе не идет о каком-то новом альянсе или союзе с наднациональными органами власти, после слов Назарбаева о "третьих лицах" вырисовывается интересная картина:

С одной стороны, известно, что центральноазиатские интеграционные процессы с недавних пор активно поддерживают США. Именно Вашингтон года два или три назад предложил странам Туркестана формат C5+1 (пять стран Центральной Азии плюс Штаты), увязываемый некоторыми с "проектом Большой Центральной Азии". Сей формат все это время явно был малоэффективным - разнобой в Центральной Азии (точнее, среди правящих здесь элит) отрицательно сказывался на интеграционных процессах. А значит, никаких "пять плюс один" в ближайшей перспективе можно было бы не ждать, если... Если бы новый президент Узбекистана Мирзиёев с его казахстанским коллегой Назарбаевым почти одновременно не предложили новый формат - "центральноазиатские консультации на Новруз". Возможно, лидеры региона неспроста занялись интеграционными процессами. Уж не призван ли новый формат подготовить Центральную Азию как раз к тому самому ...+1 (то есть, активному сближению с Вашингтоном)?

С другой стороны, совсем недавно с резкой критикой в адрес проекта C5+1 выступила Москва в лице министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова. Тот обвинил Вашингтон в стремлении "злоупотребить" этим проектом. Открытым текстом было сказано, что Россия хоть и не против партнерства своих "центральноазиатских соседей" с Вашингтоном, но свою сферу влияния в регионе сокращать не намерена (цитата от Лаврова: здесь должны "в полной мере уважать те обязательства, которые существуют между РФ и странами ЦА", а не пытаться "развернуть все проекты с участием стран ЦА на юг в обход РФ"). Одним словом, все еще имеющая огромное влияние на регион Москва демонстрирует явный негатив к любым интеграционным процессам у своих соседей.

Так кто же в этом контексте окажется для Центральной Азии "третьим"? Прямой намек на Штаты? Даже чисто визуально именно +1 (в названии C5+1) вызывает аналогии с чем-то "лишним". Уж ни это ли (делая упор на символизм) как раз и подразумевает Назарбаев, подчиняя новый формат желаниям Кремля? Или, все же наоборот, центральноазиатские страны собрались сейчас вместе, именно чтобы продемонстрировать и России, и Штатам, что C5 - это отнюдь не размытое понятие, а реальная структура, вполне готовая к новым интеграционным форматам?

Амир Эйваз, специально для TuranToday.com